На главную                                             ДИАНАЛИТИЧЕСКАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ назад
 

 

Сокращённый вариант 4 главы «Элементарного учебника дианализа»,
ссылки, комментарии и приложения см. в ученике

 

Завьялов В.Ю.

6. Секвенциальный анализ!

Термин «секвенция» — музыкальный и означает «последовательность» (sequentia). Один голос ведет мелодию, а второй подхватывает, но ведет эту же мелодию на интервал выше или ниже. В григорианском пении секвенциями назывались повторы и наложение голосов на слово «аллилуйя». Одно слово, слово-славие, распадалось на множество мелодий и голосов, которые сливались в  один Славящий хор!

Поведение людей — повторяющийся, «регулярный» феномен, особенно «проблемное поведение», о котором сами люди говорят как о «зацикливании».
Есть длинные циклы, которые состоят из большого количества элементов, а есть  короткие, состоящие из ограниченного числа элементов, секвенция которых эффективно портит отношения («аллилуйя» наоборот).

Пример 4.2.
Хрестоматийный пример из кинофильма «Я шагаю по Москве». Влюбленный Саша Шаталов, парень, которого исполняет в фильме Е. Стеблов, мучает свою невесту бесконечными секвенциями:
– Ты меня любишь?
– Люблю.
– Правда, любишь?
– Правда, люблю.
– Правда-правда?
– Ну, говорю же тебе, что люблю!
– Что-то ты как-то не так говоришь!

После этого четвертого уточнения заверения в любви невеста «взрывается», и свадьба почти расстраивается. Этот цикл повторяется за одни сутки (в фильме показан один день в Москве) несколько раз. Влюбленный готов убежать от невесты в Советскую Армию, бреет голову заранее, а невеста бежит от жениха, как от сумасшедшего. Друзья мирят парочку, и они вроде бы женятся, но никто не скажет, что будет с ними дальше, сколько раз будет еще повторен этот или подобный цикл «верю-не верю» («любит-не любит»).

В этом простом примере без труда можно выявить элементы последовательности, ведущей к ссоре. Это:

  1. Запрос на подтверждение очевидного.
  2. Сомнение в правдивости ответа.
  3. Повторение запроса в изощренной форме.
  4. Сомнение в правдивости ответа в изощренной форме.
Два элемента — провокационный вопрос (a) и непринятие любого ответа (б) повторяются, накладываясь друг на друга. Эрик Берн описал похожий тип поведения как игру «Да, но». Эта игра разыгрывается и в кабинете психотерапевта, который пытается помочь клиенту советом. С любым советом клиент сначала соглашается, но тут же приводит аргументы за то, что совет не выполним: «Да, это так, но…»

Разложение поведенческого симптома на компоненты применяется во многих (если не во всех) системах психотерапии. Например, в эриксоновском гипнозе используется принцип «предписания симптома», когда симптом, переформулированный,  разложенный на «автономные компоненты», возвращается клиенту в ином смысловом контексте, что для клиента является неожиданным, удивительным и, самое главное, приемлемым! Он принимает то, от чего отказывался, от чего пытался категорически избавиться, от чего страдал!

В дианализе симптом реорганизуется по такой схеме:

  1. Симптом берется как некая система, некое единство, некое целое, как «симптомокомплекс» или «тема».
  2. Производится дробление целого на удобные для обработки компоненты (по формуле 5±2).
  3. Выявляется автономные судьбы каждого выявленного компонента, выясняется «родовая принадлежность» компонента, то есть «от кого» он произошел и как будет жить дальше, «кого породит».
  4. Устанавливается новый порядок в связях компонентов.Это можно назвать и «перестановкой», созданием новой структуры (переструктуризацией) опыта, реорганизацией в прямом смысле, «в чистом виде».
  5. Дается новое имя комплексу, поведение переименовывается, что влечет за собой глубокие и многообразные последствия в жизни человека. Часто это похоже на восстановление родовой памяти о смысле того или иного поведения.

Самой простой моделью реорганизации является музыкальная модель секвенции. Некая последовательность звуков, не более трех-четырех (максимум 5±2), которая называется оборотом или звеном секвенции, перемещается при ее повторе на какой-либо интервал («шаг секвенции») вверх или вниз (восходящая или нисходящая секвенция). При игре секвенций по родственным тональностям чередуются мажорные и минорные тональности, то есть тема (простая мелодия, мелодический оборот) проигрывается в условно «позитивном» и условно «негативном» ключе, с разной тональной окрашенностью, на разной высоте, поэтому одна и та же тема начинает звучать, а, следовательно, и «жить» по-разному. Мелодия повторяется, но в то же время звучит по-разному, то есть как бы и не повторяется, постоянно обновляется, звучит свежо!

НАЗАД  ВПЕРЕД