На главную | • ДИАНАЛИТИЧЕСКАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ | назад |
Сокращённый вариант 4 главы «Элементарного учебника дианализа»,
Завьялов В.Ю. 6. Секвенциальный анализ! Термин «секвенция» — музыкальный и означает «последовательность» (sequentia). Один голос ведет мелодию, а второй подхватывает, но ведет эту же мелодию на интервал выше или ниже. В григорианском пении секвенциями назывались повторы и наложение голосов на слово «аллилуйя». Одно слово, слово-славие, распадалось на множество мелодий и голосов, которые сливались в один Славящий хор! Поведение людей — повторяющийся, «регулярный» феномен, особенно «проблемное поведение», о котором сами люди говорят как о «зацикливании». Пример 4.2. После этого четвертого уточнения заверения в любви невеста «взрывается», и свадьба почти расстраивается. Этот цикл повторяется за одни сутки (в фильме показан один день в Москве) несколько раз. Влюбленный готов убежать от невесты в Советскую Армию, бреет голову заранее, а невеста бежит от жениха, как от сумасшедшего. Друзья мирят парочку, и они вроде бы женятся, но никто не скажет, что будет с ними дальше, сколько раз будет еще повторен этот или подобный цикл «верю-не верю» («любит-не любит»). В этом простом примере без труда можно выявить элементы последовательности, ведущей к ссоре. Это:
Разложение поведенческого симптома на компоненты применяется во многих (если не во всех) системах психотерапии. Например, в эриксоновском гипнозе используется принцип «предписания симптома», когда симптом, переформулированный, разложенный на «автономные компоненты», возвращается клиенту в ином смысловом контексте, что для клиента является неожиданным, удивительным и, самое главное, приемлемым! Он принимает то, от чего отказывался, от чего пытался категорически избавиться, от чего страдал! В дианализе симптом реорганизуется по такой схеме:
Самой простой моделью реорганизации является музыкальная модель секвенции. Некая последовательность звуков, не более трех-четырех (максимум 5±2), которая называется оборотом или звеном секвенции, перемещается при ее повторе на какой-либо интервал («шаг секвенции») вверх или вниз (восходящая или нисходящая секвенция). При игре секвенций по родственным тональностям чередуются мажорные и минорные тональности, то есть тема (простая мелодия, мелодический оборот) проигрывается в условно «позитивном» и условно «негативном» ключе, с разной тональной окрашенностью, на разной высоте, поэтому одна и та же тема начинает звучать, а, следовательно, и «жить» по-разному. Мелодия повторяется, но в то же время звучит по-разному, то есть как бы и не повторяется, постоянно обновляется, звучит свежо! |