На главную                                             ДИАНАЛИТИЧЕСКАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ назад
 

 

Сокращённый вариант 4 главы «Элементарного учебника дианализа»,
ссылки, комментарии и приложения см. в ученике

 

Завьялов В.Ю.

5. Его Величество Факт!

Факт есть четвертый момент диалектического определения сущности. Факт – воплощение смысла и «царство смысла» (А.Ф.Лосев).  Любой факт есть всегда воплощение какого-то «этапа» развития организации-организма. Так же, как целое распадается (и не распадается) на свои части, так и становление, непрерывное развитие распадается (и не распадается) на факты. Мы можем понять умом (и только умом, с помощью понимания!), что какой-то человек развивается, совершенствуется в чем-то. Но вот видеть, воспринимать мы можем только факты, относящиеся к этому развитию. В этих фактах восприятия и воплощается «царство смысла» непрерывного развития человека.

«Вот он уже головку держит», говорят о младенце. То, что ребенок способен держать голову прямо – факт развития нервной и мышечной системы, лишь один из множества фактов его развития. Потом он будет ловко вертеть этой головкой, и воплощать в движениях психическое развитие – ориентировку, внимательность, ловкость. Потом ребенок пойдет, начнет говорить и т. д. У родителя, наблюдающего и участвующего в этом процесса становления нового человека, в голове останется цепочка зарегистрированных фактов, на которые «распадается» непрерывное, сплошное, текучее развитие, становление человеческого начала в ребенке.

Факт выражает некую «часть» развития системы, некий этап этого развития, «часть пути», которую проделала система, результат процесса. Поэтому любой факт может сам по себе дробиться [6]. Каждый «новый» факт, полученный в результате этого дробления,  воплощает бесконечный ряд более мелких фактов данного развития. С другой стороны, это свидетельствует о том, что что-то не воплотилось, что-то «не стало», не вошло в факт, но пребывает в состоянии потенции развития.

Распадение факта» можно представить и так: в любом факте, если это именно «факт», можно увидеть результат развития некого процесса (воплощение смысла или «ставшее») и принципиальную потенцию дальнейшего развития («неставшее еще»). Так, в факте вставания младенца на ноги можно видеть результат его развития как человека (Homo rectis), прямостоящего существа. Можно также «видеть», то есть мыслить, еще «неставшее» — потенциальную возможность «стоять на ногах», быть когда-нибудь в будущем самостоятельной личностью, обеспечивать себя и свою семью, обладать властью и влиянием, «твердо стоять на земле» в переносном («мифологическом») смысле!

В дианалитической реорганизации установление факта есть всегда «дробление факта» в двух направлениях:

  • «анатомирование» становления, вычленение фактов из этого непрерывного развития, которое способно показать процесс в деталях, (секвенциальный анализ);
  • индукция, отвлечение от фактов, мешающих думать, «отталкивание факта», прорыв мысли за рамки уже «ставшего», фактичного, «материализованного»,  к возможному, потенциальному.

Вернемся к клиенту с ипохондрией. Реорганизация начинается с установления факта. У клиента с ипохондрией «чувство язвы в желудке». Что факт, а что «не факт»? Язва — не факт. Установлено инструментально, с помощью фиброгастроскопии. «Увидели слизистую!» А что там еще можно увидеть? Только ее, слизистую, и рассматривают. Это факт. Желудок клиента оказался «устлан слизистой». Его этот научно-медицинский факт даже немного напугал. Он, наверное, думал, что «слизистая» бывает только во рту и в анусе. Размышления о язве — факт. Если бы не размышлял, то и «язвы» не было бы!

Сведем результат разложения факта жалобы на «язву желудка»:
Исходный факт «чувство язвы желудка»
Желудок физический Мысли о желудке, животе
 Слизистая Моторика Образ язвы Самоязвление
 видимая
 чистая
 знаемая
 ощущаемая
 явленная в
 ощущениях
 пери-
 стальтика
 знания о
 язвенной
 болезни
 пред-
 ставление
 "дыры"
  «Я -
 плохой»
 разрушение
 границ тела

В результате обсуждения исходного факта от стал дробиться на факты другого уровня по принципу «бесконечного деления пополам» («инь-янь» в китайской традиции, или в дианалитическом понимании – «вещь» и «имя»). На четвертом уровне уже восемь фактов, которые могут дробиться и далее, до бесконечности:

  1. Факт регистрации «чистоты» слизистой, отсутствия язвы.
  2. Факт ощущений со стороны слизистой при пищеварении.
  3. Факт ощущений повышенной моторики желудка (боль, «спазмы»).
  4. Факт перистальтических движений желудка при «переваривании» пищи.
  5. Факт  знаний о язвенной болезни, полученных из журнала «Здоровье».
  6. Факт представления «дыры» в собственном желудке.
  7. Факт самоуничижения, критицизма – «Я плохой».
  8. Факт разрушения границ «Я», выраженный в телесном симптоме.

Какие еще факты можно получить, «дробя» исходный? До ипохондрии клиент исполнял несвойственную ему работу — директора ЧП по производству электрооборудования. Электрооборудование знал, как инженер. Менеджмент, бухгалтерию, законы о предпринимательстве вообще не знал. Учился на ходу. Перегрузился. Выслушал много замечаний в свой адрес. Отказаться «не имел права», так как фирма была семейной, и на него возложили обязанности директора как на будущего единоличного владельца. Организационные трудности, в которых он был «морально и профессионально уязвлен», незаметно трансформировались в организменные трудности с «язвлением» себя психически.

Теперь необходимо решить, какие факты можно выбрать для дианализа: от каких фактов можно без ущерба отказаться и не рассматривать их («индукция»), а какие факты «анатомировать» дальше. Можно, например, сосредоточиться на моторике желудка и проанализировать множество фактов из процесса перистальтики, выяснить рассогласование движений в разных отделах желудка, наметить программу улучшения моторной функции желудка. Можно сосредоточиться на факте вынужденной некомпетентности клиента как руководителя и помочь ему восстановить границы «Я» и их проекцию на собственный желудок, что и было в реальной ситуации предпринято. Организация и организм с логической точки зрения идентичны — и там, и там одна и та же диалектика!

Желудок можно с организационной точки зрения рассматривать как предприятие по переработке «сырья», а предприятие – как желудок. Иван Петрович Павлов, изучая функцию желудка, открыл множество фактов управления функциями желудка со стороны центральной нервной системы и разработал учение о высшей нервной деятельности. В этом учении, между прочим, существует глобальная дихотомия: «первая сигнальная система» и «вторая сигнальная система». Первая система имеет дело с реальными ощущениями («вещь»), а вторая имеет дело с символами («имя»). На разных языках описывается один и тот же феномен. Сказано же в Библии, что человечество получило множество языков для того, чтобы не построить Вавилонскую башню, которая приблизила бы людей к Богу, а значит и к Абсолютной истине. Ни один язык не опишет истину! Поэтому надо выбирать максимально удобный для работы язык. Можно, например, анализировать поведение человека, используя язык музыкальной грамоты!

НАЗАД  ВПЕРЕД