На главную | • ДИАНАЛИТИЧЕСКАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ | назад | |||||||||||||||||||||||||||||||
Сокращённый вариант 4 главы «Элементарного учебника дианализа»,
Завьялов В.Ю. 5. Его Величество Факт! Факт есть четвертый момент диалектического определения сущности. Факт – воплощение смысла и «царство смысла» (А.Ф.Лосев). Любой факт есть всегда воплощение какого-то «этапа» развития организации-организма. Так же, как целое распадается (и не распадается) на свои части, так и становление, непрерывное развитие распадается (и не распадается) на факты. Мы можем понять умом (и только умом, с помощью понимания!), что какой-то человек развивается, совершенствуется в чем-то. Но вот видеть, воспринимать мы можем только факты, относящиеся к этому развитию. В этих фактах восприятия и воплощается «царство смысла» непрерывного развития человека. «Вот он уже головку держит», говорят о младенце. То, что ребенок способен держать голову прямо – факт развития нервной и мышечной системы, лишь один из множества фактов его развития. Потом он будет ловко вертеть этой головкой, и воплощать в движениях психическое развитие – ориентировку, внимательность, ловкость. Потом ребенок пойдет, начнет говорить и т. д. У родителя, наблюдающего и участвующего в этом процесса становления нового человека, в голове останется цепочка зарегистрированных фактов, на которые «распадается» непрерывное, сплошное, текучее развитие, становление человеческого начала в ребенке. Факт выражает некую «часть» развития системы, некий этап этого развития, «часть пути», которую проделала система, результат процесса. Поэтому любой факт может сам по себе дробиться [6]. Каждый «новый» факт, полученный в результате этого дробления, воплощает бесконечный ряд более мелких фактов данного развития. С другой стороны, это свидетельствует о том, что что-то не воплотилось, что-то «не стало», не вошло в факт, но пребывает в состоянии потенции развития. Распадение факта» можно представить и так: в любом факте, если это именно «факт», можно увидеть результат развития некого процесса (воплощение смысла или «ставшее») и принципиальную потенцию дальнейшего развития («неставшее еще»). Так, в факте вставания младенца на ноги можно видеть результат его развития как человека (Homo rectis), прямостоящего существа. Можно также «видеть», то есть мыслить, еще «неставшее» — потенциальную возможность «стоять на ногах», быть когда-нибудь в будущем самостоятельной личностью, обеспечивать себя и свою семью, обладать властью и влиянием, «твердо стоять на земле» в переносном («мифологическом») смысле! В дианалитической реорганизации установление факта есть всегда «дробление факта» в двух направлениях:
Вернемся к клиенту с ипохондрией. Реорганизация начинается с установления факта. У клиента с ипохондрией «чувство язвы в желудке». Что факт, а что «не факт»? Язва — не факт. Установлено инструментально, с помощью фиброгастроскопии. «Увидели слизистую!» А что там еще можно увидеть? Только ее, слизистую, и рассматривают. Это факт. Желудок клиента оказался «устлан слизистой». Его этот научно-медицинский факт даже немного напугал. Он, наверное, думал, что «слизистая» бывает только во рту и в анусе. Размышления о язве — факт. Если бы не размышлял, то и «язвы» не было бы! Сведем результат разложения факта жалобы на «язву желудка»:
В результате обсуждения исходного факта от стал дробиться на факты другого уровня по принципу «бесконечного деления пополам» («инь-янь» в китайской традиции, или в дианалитическом понимании – «вещь» и «имя»). На четвертом уровне уже восемь фактов, которые могут дробиться и далее, до бесконечности:
Какие еще факты можно получить, «дробя» исходный? До ипохондрии клиент исполнял несвойственную ему работу — директора ЧП по производству электрооборудования. Электрооборудование знал, как инженер. Менеджмент, бухгалтерию, законы о предпринимательстве вообще не знал. Учился на ходу. Перегрузился. Выслушал много замечаний в свой адрес. Отказаться «не имел права», так как фирма была семейной, и на него возложили обязанности директора как на будущего единоличного владельца. Организационные трудности, в которых он был «морально и профессионально уязвлен», незаметно трансформировались в организменные трудности с «язвлением» себя психически. Теперь необходимо решить, какие факты можно выбрать для дианализа: от каких фактов можно без ущерба отказаться и не рассматривать их («индукция»), а какие факты «анатомировать» дальше. Можно, например, сосредоточиться на моторике желудка и проанализировать множество фактов из процесса перистальтики, выяснить рассогласование движений в разных отделах желудка, наметить программу улучшения моторной функции желудка. Можно сосредоточиться на факте вынужденной некомпетентности клиента как руководителя и помочь ему восстановить границы «Я» и их проекцию на собственный желудок, что и было в реальной ситуации предпринято. Организация и организм с логической точки зрения идентичны — и там, и там одна и та же диалектика! Желудок можно с организационной точки зрения рассматривать как предприятие по переработке «сырья», а предприятие – как желудок. Иван Петрович Павлов, изучая функцию желудка, открыл множество фактов управления функциями желудка со стороны центральной нервной системы и разработал учение о высшей нервной деятельности. В этом учении, между прочим, существует глобальная дихотомия: «первая сигнальная система» и «вторая сигнальная система». Первая система имеет дело с реальными ощущениями («вещь»), а вторая имеет дело с символами («имя»). На разных языках описывается один и тот же феномен. Сказано же в Библии, что человечество получило множество языков для того, чтобы не построить Вавилонскую башню, которая приблизила бы людей к Богу, а значит и к Абсолютной истине. Ни один язык не опишет истину! Поэтому надо выбирать максимально удобный для работы язык. Можно, например, анализировать поведение человека, используя язык музыкальной грамоты! |