На главную                                             ДИАНАЛИТИЧЕСКАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ назад
 

 

Сокращённый вариант 4 главы «Элементарного учебника дианализа»,
ссылки, комментарии и приложения см. в ученике

 

Завьялов В.Ю.

2. Диалектика части и целого

Про эту диалектику организма очень хорошо знают медики. Разъединение частей тела не совместимо с жизнью тела как целого – какая-то часть, например отрезанный палец, становится безнадежно мертвой, какая-то может жить, но это уже будет другое целое – с отчужденной частью оно не будет составлять исходное целое. Присоединение к организму чужеродной части тоже вызывает проблемы, но другие – несовместимость тканей и органов. Тут надо либо все делать, чтобы внедренная часть не становилась именно частью организма, тогда не будет отторжения, либо добиваться «усвоения» этой части, включения ее в целостную структуру организма.

Часть и целое относятся друг к другу, как «многое» и «одно» (см. Пентаду), и являются диалектической парой противоположностей. Синтезом этой пары является понятие «организм», то есть третий момент — «становление». Действительно, любой организм есть организация частей в единство, то есть в один, единый организм, а не два, три и т. д. организма. Если появляются разные организмы, то они образуют организм другого уровня — сами становятся «частями» суперсистемы.

Диалектика трех моментов — «целое» — «часть» — «организм» — одинакова для любой организации, поскольку это смысл организации, ее сущность. А вот фактичность («софийный» момент пентады) может быть любой. Это и живая клетка с ее частями, и живая ткань с ее клетками, и орган с его тканями, и системы с органами, и человеческое тело (тело животного) с его системами, и человеческое мышление с его «клетками», системами и подсистемами… Я не говорю о социальных системах, где та же самая диалектика целого и части. Где есть «часть, там есть и «целое», а где есть и то и другое, там есть развивающаяся структура — организм, неважно, биологический, социальный, ментальный, знаковый (текст, язык).

Законы диалектики требуют совмещение противоположностей, чтобы целое и делилось на части, и не делилось на части! Предположим, что всякое целое делится на части. Если целое есть только сумма своих частей, а не нечто большее, то это значит, что нет никакого целого, ибо раз оно не содержится в каждой отдельной части, то оно не содержится и во всех вместе взятых частях. Или целое есть, но тогда оно не делится на свои части. Или оно делится, но тогда нет никакого целого. Казнь «четвертованием» полностью подтверждает вывод диалектики: ну какое целое представляет собой разрубленное на куски тело? Если семья из двух человек разделит имущество между собой, и бывшие супруги разъедутся по разным домам, то будет ли это «семьей», то есть одним целым?

Предположим, что никакое целое не делится на свои части. Если оно не делится, тогда в нем ничего нельзя различить, в нем не будут присутствовать различия, то есть все будет «единым», как «гомогенная, однородная масса» («мешок с г…» как называл мой давний школьный учитель физкультуры то, что беспомощно болталось на турнике). То, что не имеет частей, не может быть и целым. Например, сколько воды не зачерпывай, она всегда будет только водой. Можно делить только объем посудины: «целый стакан», полстакана, четверть, «на донышке», капелька…
Целое делится на свои части и не делится.

НАЗАД  ВПЕРЕД