На главную | • ДИАНАЛИТИЧЕСКАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ | назад |
Сокращённый вариант 4 главы «Элементарного учебника дианализа»,
Завьялов В.Ю. 3. Анатомия любви Так назывался нашумевший фильм Занусси (1972), где Барбара Брыльска играла влюбленную Еву. Через три года Рязанов, посмотрев этот фильм, пригласил Барбару сниматься в «Иронии судьбы». Как связывается анатомия и любовь? Скорее всего «анатомия любви» — это оксюморон типа «связная бессвязность», или «любовная ненависть», «разлучающая встреча». Анатомия, то есть наука о строении мертвого тела, научное «разрезание» предмета исследования, и любовь — стремление сохранить и продлить жизнь — вещи несовместимые. «Анатомировать» — разъединять любовную парочку и исследовать каждого в отдельности, пытаясь понять феномен любви. Но если «сиамских близнецов» любви разъединить, то любовь как таковая исчезнет из поля внимания: внутри каждого участника эротической связи самой любви и нет. Это пограничный феномен. Анатомирование убивает любовь. Разъединение целого на части убивает целое — из разъединенных частей образуются две целые единицы. Эта диалектика любви в «Анатомии любви» и привлекала внимание публики в 1972 году. В фильме жили две независимые личности, два Целых — Адам и Ева. Анатомированию подвергалось поведение каждого из них, а сам феномен любви каким-то чудом оставался нетронутым — любовь зарождалась в сердце зрителя или не зарождалась. Два независимых человека сближаются, преодолевая барьеры на этом пути, — страх, недоверие, сомнения, условности, «сословности» и т. д. В этом преодолении и чувствуются силы сближения — присутствие Эроса. Но представим себе на минутку, что нам показывают «неразрывное целое» — любовную парочку, слившуюся в любовном экстазе под одеялом, которое полностью накрывает тела и «делает двоих одним»! Будем ли мы наслаждаться этим «искусством», поймем ли, что здесь именно «любовь», а не что-то другое, например, возня одного громоздкого тела? Слияние в неразрывное целое разрушает то искомое целое, которое мы назвали «любовным союзом». Является «любовь» вообще целым, есть ли это нечто «целостное», которое и делится на свои части и не делится, т.е. подчиняется ли рассматриваемое нами понятие диалектике части и целого? Может «любовь» так же, как и «Бог», выше своих определений и требует таких же «онтологических аргументов»? Итак, «любовь» существует или не существует? Здравый смысл подсказывает нам ответ: если человек испытывает нечто, что он может назвать «любовью», то для него и только для него в этот момент любовь существует. Если человек не любит никого, то для него «любовь» не существует. Он может полагать, что для кого-то любовь существует, и тогда «любовь» будет неким духовно-психологическим состоянием этого «некто». Любовь не является «целым», поскольку она не состоит из частей, никто не сможет разделить ее на части. Она выше всяких определений и «анатомирования». Определить можно нечто, что самой любовью не является: чувство радости, любовное томление, ожидание, лелеяние образа любимого и т.д. Но все это не есть именно «любовь», это ее предикаты, определения отдельных сторон любви, а не самой любви. |