На главную                                             ДИАНАЛИТИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ  
 

 

Сокращённый вариант 1 главы «Элементарного учебника дианализа»,
ссылки, комментарии и приложения см. в ученике

 

Завьялов В.Ю.

8. Выводное знание

В дианализе используется диалектический метод получения «выводного знания». Необходимое знание не привлекается, а выводится из жалобы-посылки. Клиент является источником знания – а кто, кроме него, обладает всей полнотой знаний о собственной жизни? А поскольку в нем есть все необходимые знания, то задача — именно «вывести» эти знания в том количестве и качестве, что необходимо для разрешения трудной ситуации.

Пример 1.8.

Молодой преуспевающий бизнесмен, который последние два-три года живет обеспеченной, сытой жизнью. Пять-шесть лет назад он испытывал большие финансовые и психологические трудности. Ранее обращался к психотерапевтам, читал много психологической литературы. Пришел проконсультироваться по поводу того, что перестал верить женщинам, разочарован:

- Соблазнить женщин ничего не стоит! Последняя девица, с которой я вступал в половую связь, назначала мне свидания за час до встречи с женихом. Она звонила ему и говорила, что едет к нему домой на городском автобусе, а сама садилась в мой джип. Я вез ее на одну из своих квартир на 20 минут, а потом подвозил к дому жениха. Неужели все такие?

- Сколько женщин вы соблазнили за эти два года?

- Не менее 30.

- Вам нравятся податливые женщины?

- Они все податливые и любят деньги.

- Все те, соблазненные?

- Ну да. Раз так легко было соблазнить этих женщин, то, наверное, и все женщины такие, в том числе и моя жена. Кому тогда верить? Разве так интересно?

- Что вас подгоняет быстро заканчивать ухаживание и торопиться с близостью? Вот вы ежедневно пользуетесь водопроводом, открываете и закрываете кран. Исправный кран хорошо держит напор воды. Вы можете пускать воду и по каплям, и маленькой струйкой, и шумной струей. Вы же не жалуетесь на то, что кран, который легко регулирует струю воды, «податливый» и с ним «не интересно»?

- Вы правы. Когда у меня не было столько денег, как сейчас, я долго ухаживал. Даже были женщины, которые не поддались мне. Сейчас я действительно действую по ускоренной схеме. Может, я боюсь, что они ко мне прилипнут и будут выкачивать из меня деньги? А я всегда мечтал, чтобы меня женщины любили не из-за денег, а «так».

- Выбранные вами женщины, скорее всего, подстраивались под ваш стиль « fast love » (быстрая любовь по аналогии с « fast food » — быстрое питание).

- Да! Я себе устроил секс-Мак Дональдс! « Fast love »! Я — «фастлавер»!

С пятого вопроса ситуация прояснена и стала очевидной — дело не в особой податливости каких-то «тридцати» женщин, а в торопливой, боязливо-поспешной манере быстро разбогатевшего мужчины получать сексуальное удовлетворение. Но как мы подошли к этому Пятому Вопросу?

Чтобы прояснить личную позицию нашего клиента, надо было пристально и доброжелательно всматриваться в него, оставив всякие моральные принципы и кодексы в стороне от анализа. Дианалитик — не судья и не учитель «правильной морали», он — помощник клиенту. Конечно, есть этические нормы, которые нельзя нарушать, например, помогать убийце готовить убийство, а насильнику — насилие и т. д. Необходимо также было не прельститься на первую поданную клиентом животрепещущую картинку неверной невесты. Если бы разговор зашел «об этих современных женщинах» с переходом на обсуждение сериала «Секс в большом городе» или разговоров в программе «Окна» и т.п., то через 20—30 минут пришлось бы разгребать ворох грязного женского белья и проводить «Большую стирку», а не дианалитическое интервью!

Чтобы отвести клиента от темы порочной невесты (выбран действительно сильный аргумент для доказательства невозможности верить кому-то!) и был задан вопрос об общем количестве соблазненных. Их оказалось тридцать. Даже названная цифра в 30 тысяч не должна была бы смутить, озадачить, удивить, заинтересовать, оскорбить, задеть, воодушевить дианалитика. Можно, конечно, заглядеться на эти толпы блудниц… Но дианалитическое интервью — это самоограничение и жесткая дисциплина ума!

Переход с «невесты» на обезличенную массу женщин произошел. Затем речь пошла о личных предпочтениях клиента – ему самому что нравится, чего он на самом деле хочет? Осторожное признание после третьего вопроса: «Выбранные женщины податливые и любят деньги». Вот где собака зарыта! Клиент не хочет платить за удовольствие! Или хочет платить минимально, отделываться дешево и в финансовом, и психологическом смысле. Это очень важный пункт, и его клиент накрывает дымовой завесой сверхобобщения «все женщины податливые, в том числе и собственная жена». Опять приглашение в судилище всех женщин: «Ату их, неверных!» Сильная провокация дианалитика. Предположим, у дианалитика личный опыт ревности, который рвется наружу в результате провокации клиента. Тогда интервью стало бы похоже на социологическое исследование на тему «Последствия десятилетий реформ и женской эмансипации в России в начале XXI века» или что-нибудь еще похлеще.

Четвертый вопрос — «разведка боем» с готовностью развивать атаку на симптом. Проверяется гипотеза интимофобии, которая заставляет клиента убыстрять процесс ухаживания и любовной игры. Вопрос «Что подгоняем?..» застает клиента врасплох. Он не ожидал, что его об этом так быстро спросят. Он не подготовил ширмы, поэтому глаза его расширяются, рот приоткрывается, он готов принять подсказку, разъяснение, внушение, инструкцию. Тут же, без паузы, идет предъявление метафоры управления «течки» воды по водопроводному крану. Простор для фантазии, включая различные аллюзии, например, «Заткни фонтан» Кузьмы Пруткова. Краник легко представить как свисающий в объемную ванну член с двумя я… ручками регуляции холодной и горячей воды… Клиент, раскрыв рот, слушает про кран. Он сейчас похож на папуаса, который впервые в жизни видит никелированную «письку», из которой очень долго льется струя… Вы увлечены сантехническими деталями? Вот вам инструкция по сдерживанию страсти: управлять потоками воды из краника. Термин «податливый» в новом контексте приобретает позитивный смысл, а жалоба на податливость женщин прямо называется «глупой». Деться клиенту некуда. Все его уловки обойдены. Ему не удалось захватить внимание дианалитика и очаровать картинами упадка нравственности. Вероятно, у него были хорошо оборудованы и редуты на месте «падения мужской нравственности». Если бы разговор перешел на тему «А кто совращает бедных женщин?» с атакой на его сексуальную активность, то он бы нашел способы защитить себя и сбить нападающего каким-нибудь приемчиком: «Для кого предназначена современная прозрачная одежда женщин? Для евнухов, которым ничего не надо?» и т. д. Следует важное признание: «Хотелось бы, чтобы женщины любили не из-за денег, а «так» — ни за что, святой любовью!» Клиенту стала очевидна собственная роль в организации разочарованности. Чтобы он не ушел в депрессию, по этому поводу была подана терапевтическая идея « fast love » (быстрая любовь), которую выбранные женщины принимали. Больших требований к такому стилю любви нельзя предъявлять — клиент это хорошо понимает, ведь он умеет считать деньги и знает, что такое правильное соотношение цены и качества. Такое получилось «выводное знание» – из материала заказчика.

НАЗАД  ВПЕРЕД