На главную                                             ДИАНАЛИТИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ  
 

 

Сокращённый вариант 1 главы «Элементарного учебника дианализа»,
ссылки, комментарии и приложения см. в ученике

 

Завьялов В.Ю.

7. Спасительная очевидность

Клиентке в дианалитическом интервью стало очевидно следующее: чем больше будет выключена ее воля и чувствительность во время операции, тем успешней будет действовать хирург. Более того, чем меньше он будет знать о ее сомнениях, боли, чувствах, ожиданиях и т. д., то есть чем хладнокровнее будет вести себя с ее телом, тем лучше он будет справляться с техническими задачами самой операции. Очевидной стала иллюзия контроля — фантастические представления о личном контроле над теми процессами, над которыми реального контроля у нее нет. Очевидной стала и невозможность запрашиваемого внешнего контроля чувств – «сделайте мне хорошо».

В технике интервью не используются сложные способы переубеждения, дискуссии, активного воображения и т. д. Все подчинено здравому смыслу. Разве это не здравомыслие — контролировать только то, что поддается контролю, и довериться тому, кто что-то делает лучше тебя и согласен сделать это максимально аккуратно и точно? Нет необходимости в какие-либо сложных психотехниках для выявления такой ситуативной очевидности.

Считается, что очевидность есть синтез полагания и содержания (Гуссерль, автор феноменологии). Когда в сознании человека суждение о предмете познания отождествляется с актом созерцания этого предмета, тогда и возникает очевидность происходящего, очевидность бытия, бытия осмысленного.

В интервью ей пришлось «созерцать» свое телесное бытие при мысленном осуществлении полного контроля над собой — образ операции, производимой самой себе без наркоза и обезболивании. Очевидная невозможность (и нежелательность) такой ситуации предстала в ее сознании во всей полноте. Но стала очевидной необходимость передать полномочия в руки знающего профессионала на короткое время операции. Необходимость временно лишиться сознания и чувств в состоянии наркоза также стала очевидной. Эта гуссерлевская «ситуативная очевидность», т.е. необходимость пойти на операцию, спасла клиентку от опасной иллюзии того, что опухоль может «рассосаться сама собой» или исчезнуть в результате магических манипуляций шарлатанов, снова превратиться в обычную здоровую ткань в результате правильного лечения народными средствами или фитотерапией. Пусть ей пришлось еще более тщательно выяснять значимые детали и реалии сегодняшней медицины. Сейчас это решается методом «информированного согласия» и контракта.

Статистика и здравый смысл свидетельствуют о том, что сотни тысяч людей, подверженные такой иллюзии и отказавшиеся от оперативного вмешательства, погибли или стали инвалидами. Внутренние конфликты, заблуждения, «патогенные идеи», стереотипы мышления и ригидное поведение угрожают человеку не только гибелью или потерей здоровья, но и более «мелкими» несчастьями. В «черный список» входят: злоупотребление психоактивными веществами, депрессии, торможение жизненной активности и творчества, неэффективное поведение, то есть неспособность полноценно удовлетворять свои базовые потребности без конфликта с собой и другими и многие другие проблемы.

В метафорическом ракурсе задача интервью — «открыть глаза клиенту» на те аспекты его жизни (жизнерегуляции), которые оказывают решающее воздействие на актуальное поведение, актуальный выбор человека. В результате интервьюирования появляется некий «образ спасения», то есть видение положительной перспективы, прообраза разрешения трудной ситуации. От интервью большего не требуется. Детальная проработка возникшего «образа спасения» происходит с помощью второй базовой формы — дискуссии, в результате чего появляется «терапевтическая идея». В интервью тоже есть элементы дискуссии и имагинации, но всего лишь «элементы». В отличие от диагностических интервью в медицине и психологии, в дианалитическом интервью идет не поиск информации, а поиск очевидных признаков спасения.

НАЗАД  ВПЕРЕД