На главную
ДИАСИНТЕЗ - ДИАНАЛИТИЧЕСКАЯ ИМАГИНАЦИЯ
назад
 

Сокращённый вариант 3 главы «Элементарного учебника дианализа»,
ссылки, комментарии и приложения см. в ученике

 

Завьялов В.Ю.

4. Трансцендентальный опыт

Сильно упрощая философские проблемы трансцендентальности — перехода от чувственного созерцания вещи к ее понятийному сущностному познанию (учение Иммануила Канта), можно определить этот опыт как способность человека удерживать в своем разуме границу между «видимым» и «невидимым» мирами, совершать переходы из одного мира в другой, преодолевая тем самым эту границу, а также рассматривать один мир в свете другого.

Что такое «другой» или «иной» мир, объяснять не нужно. Иногда его называют «метафизической реальностью» — реальностью, стоящей за границами («за скобками», как выражался И. Кант) действительной, «видимой» реальности. На бытовом уровне все эти философские премудрости, знания «априори» и «постприори» (до опытное, после опыта) выражаются просто: «Было или не было».

Пример 3.3.

Сорокалетний мужчина пришел на консультативный прием с большим энциклопедическим словарем. Он запутался в определениях. Хочет, чтобы я помог ему разобраться в толковании слова «сознание». Он около года лечил свои физические и психологические недуги у врачей, экстрасенсов, целителей, шаманов. Последней в этом ряду была «известная колдунья», которая якобы училась в Шаолиньском монастыре «летать к Луне», превращаясь в уточку. Она сказала клиенту, что все его недуги связаны с «плохой Луной». Это ей «поведала Луна». Целительница дала «заряженной» воды и пообещала «поколдовать» над его именем в свете пламени свечи. Клиент ждал в тревоге изменений к лучшему. «Невидимый» мир напрягал усилия с помощью колдуньи, боролся с болезнями клиента, а он боролся с сомнениями: «Было или не было» то, о чем говорила старуха. Посматривал в тревоге и на луну, пока в один момент не показалось, что «плохая луна смотрит» на него, смотрит нехорошо.

- Вы смотрели на лунный диск в небе и размышляли о том, что вам говорила колдунья?

- Да. Я очень много думал по ночам. Мне было страшно. Я и верил и не верил в то, что сказала мне колдунья о луне. Проверял, действительно ли луна так может действовать. Дождался полнолуния, и тут началось. Показалось, что луна смотрит на меня, как живое существо…

- В свете ваших размышлений и сомнений относительно того, что говорила вам колдунья, луна показалась «живым существом», с которым у вас образовалась связь?

- Да, именно показалось… Тут я забеспокоился и решил узнать, что же такое сознание человека. Полез в словари, но того, что хотел, не узнал.

- Что вы хотели узнать?

- Как я осознаю, что луна «смотрит» на меня и каким-то образом действует на мою жизнь?

- А что узнали из словаря?

- Сознание — это «идеальное воспроизведение реальной действительности в мышлении». И как это к моему случаю относится?

- Вы воспроизводите в своем мышлении то, о чем при вас мыслила дама-колдун. Она о чем-то мыслила или была в бессознательном состоянии?

- Ну да, она мыслила.

- Когда вы смотрели на луну, вы вспоминали ее рассказы о том, как она «разговаривала» с луной. Реальная луна, которую вы видели в небе, соединялась с воспоминаниями о ее рассказах. Так?

- Так.

- А сама луна напоминала вам о незабываемой встрече со стареющей женщиной, которая зарабатывает на жизнь тем, что рассказывает удивительные истории и лечит «заговоренной» водой?

- Да, я вспоминал то, что она мне говорила о «плохой луне».

- Давайте отвлечемся от луны и колдуньи на время, чтобы понять слово «сознание». Вот представьте себе медаль «За отвагу», которой украшают свою грудь воины (недавно прошел праздник День Победы). Вы смотрите на диск, сделанный из бронзы или серебра, и он вам что-то «говорит»? О себе, какой он красивый, металлический кружочек, или о владельце?

- Ну, конечно, о владельце. Он же герой!

- Да, он герой. Но вы ,глядя на его медаль, что представляете?

- Я представляю какое-то военное событие, в котором участвовал этот ветеран. Он проявил мужество, спас раненного командира, например. За это ему и дали медаль.

- Правильно. Это и есть «сознание». Вы представляете в мышлении реальную действительность, «идеально ее воспроизводите». Если бы этот ветеран с медалью рассказал о том, что он действительно спасал командира батареи, вытащив его из-под обстрела, то вы бы это ясно представили в своей голове?

- Да, я бы «увидел» это как живые картинки. Я в детстве любил слушать рассказы фронтовиков.

- Тогда что такое медаль? Это символ той боевой ситуации и знак почести этого ветерана.

Клиент на образе «медали» разобрался с тем, что произошло с ним. Облегченно вздохнул, поняв, что луна не смотрела на него своим холодным недоброжелательным взглядом. Для него все закончилось хорошо. Но для многих и многих людей похожий «трансцендентальный опыт» выхождения за границы реальности в «метафизическую реальность», то есть «за пределы» (мета) физического мира, в мир «идеальных представлений» и еще дальше — в непредставимый мир смыслов — заканчивается очень плохо.

Патологические ревнивцы, занятые представлениями о том, как их жены изменяют им, уже не мучаются вопросом: «Было-не было?» Уверив себя в том, что это «было» — раз они так думают, значит, есть основания так думать — ревнивцы ищут ответы на другие вопросы: «С кем?», «Почему?», «Как посмела?» и т. д.

Представления человека находятся на самой границе воображаемой реальности, созданной мыслью, «сконструированной» самим человеком, как сейчас модно выражаться, и реальной действительностью, данной человеку в чувственном познании. Воображение с помощью представлений расширяет границы возможного в реальной действительности, а восприятие внешнего мира ограничивают рамки воображаемого мира. Граница самой границы есть снятие ограничений: граница есть ограничение чего-либо, а «граница границы» есть снятие, преодоление этого ограничения. Симптом в этой форме консультирования понимается как «ограничение», мешающее человеку, поэтому задача консультанта – преодолеть это ограничение, провести границу в данном ограничении (диалектика третьего момента Пентады).

НАЗАД  ВПЕРЕД