На главную
ДИАСИНТЕЗ - ДИАНАЛИТИЧЕСКАЯ ИМАГИНАЦИЯ
назад
 

Сокращённый вариант 3 главы «Элементарного учебника дианализа»,
ссылки, комментарии и приложения см. в ученике

 

Завьялов В.Ю.

3. Непрерывность жизни

О «непрерывности жизни» чаще всего говорят, когда речь идет о биологическом воспроизводстве жизни, о половой размножении, о передаче эстафеты жизни из поколения в поколение, о смене и чередовании сезонов и жизненных циклов в природе. Но и внутри человека, в его душе и уме, происходят подобные процессы — сменяются состояния сознания, чувства, мысли. Между ними нет никакого разрыва — одно переходит в другое. Однако иногда появляется устойчивое ощущение разрыва. У шизофреников это — «шперунг», остановка мысли, разрыв в мысли. У пьющего это — «палимпсесты», выпадения памяти на отдельные события в состоянии опьянения. У невротика — «защитные амнезии», то ли на отдельные эпизоды из детства, то ли на все детство. Происходит нарушение процесса сменяемости «кадров» жизни, переход с одного на другое без скачков, плавно, слитно.

Если вспомнить, что такое красивое движение в танце, например, то мы сразу представим именно непрерывность, слитность, плавность красивого движения. А некрасивое будет, наоборот, суетливым, дерганным, прерывистым, как будто человек что-то начинает делать, но тут же останавливает себя в попытке изменить это движение, бросает и эту попытку и продолжает начатое, делая заметный «разрыв».

Разумность связана с дискретностью опыта, разделением его на «кусочки». Разумность делает жизнь сознания прерывистой, поэтому иногда необходим иррациональный опыт.

«Разрыв» есть главный феноменологический признак нарушения непрерывности во всех ее многообразных формах. В медицине это весьма наглядно демонстрирует любая травма, которая приводит к разрыву живой ткани тела. «Разрывы мысли» и «душевные раны» в психологии не так очевидны, хотя очень часто пациенты психологов и психотерапевтов описывают различные «разрывы»: разрывы отношений, «внутренний раскол», когда «душа разрывается на части».

Пример 3.1.

Молодая женщина на первой консультации у психотерапевта жалуется на странные ощущения «замирания и обрыва» внутри. Терапевт «ничего не нашел», и послал к психотерапевту с диагнозом «панические атаки». Действительно, тревога наблюдалась у клиентки, но паники не было. Она часто вздыхала глубоко, говорила о том, что «около сердца обмирание», глаза ее были расширены, как будто она была чем-то очарована и одновременно разочарована (нет ничего очаровательней глубокого разочарования!). Это определило ход «анимации».

- Это ощущение «обмирания» похоже на то, как бывает при влюбленности — «сердце закатывается в пропасть»?

- Вы угадали, доктор. У меня тяжелая влюбленность, в том смысле, что я безнадежно люблю одного человека, с которым пришлось расстаться. Вот уже три месяца мне очень плохо. Моя жизнь как будто остановилась, что-то оборвалось в моей жизни.

- Вы остро чувствуете разрыв с этим человеком?

- Да, разрыв. Он, наверное, испугался моих сильных чувств. Я его безумно люблю. Готова на все, только бы быть с ним. Я ему это говорила. Наверное, зря. Он испугался и сказал, что встречаться не нужно. Он скрывается от меня. Понимаю, нам не следует встречаться: он большой начальник, женат, у него высокое положение. А я замужем, у нас прочный, хороший брак. Муж понимает мою влюбленность как болезнь. Мне надо успокоиться…мне так плохо…

В этом случае разрыв любовной связи переживался как прерывание жизни, и телесные симптомы прямо указывали на это: «чувство разрывания внутри», страх остановки сердца, эмоциональная брадикардия, «замирание» в области сердца — символическое «умирание» в разлуке с любимым человеком.

Дальнейшая беседа с ней выявила то, в какой последовательности формировался этот «внутренний разрыв» жизни, «прерыватель сознания»:

•  мечтательные образы счастливой связи с любимым, картинки пребывания вместе на «острове любви», то есть в изоляции от всех;

•  «трезвые» размышления, внедряющиеся в эти розовые мечты: «Его же нет с тобой, чего размечталась, дура!»;

•  оценка происходящего с ней в реальный момент времени: «Вот сижу и работаю, день кончится, надо идти домой… пусто без него»;

•  ум рисует смутные, неясные картинки: они расстаются в темной, холодной воде — он «уплывает», душа опустошается;

•  образы недостижимого любовного счастья превращаются в острое горе разлуки, сопровождающееся «разрывными» телесными ощущениями: «мне так плохо…»;

•  тревога и страх быть больной, непривлекательной, «не выздороветь»;

•  образ возлюбленного и надрывное чувство радости будущей встречи.

С этого момента «цикл» повторяется… Если с возлюбленным нет встреч (он живет и работает в другом городе, но раз в один-два месяца приезжает в командировку в фирму, где и работает экономистом клиентка) то через 1—1,5 месяца «циклы» тускнеют, и она успокаивается. Но после даже мимолетных встреч все разгорается с новой силой.

Этот случай несчастной влюбленности показывает, что в основе полноценного чувства жизни (и здоровья) лежит непрерывность, связность сознания. В диасинтезе это связность сознания интерпретируется, в духе М. М. Бахтина, как непрерывный диалог с другими сознаниями, то есть с личностями, обладающими сознанием. Не бывает сознания «индивидуального», замкнутого на себе. Сознание — это всегда связь с чем-то, с чем-то важным на данный момент. Если связь обрывается, то происходит судорожный поиск связи, хотя бы иллюзорной, символической. В противном случае сознание меркнет, а с этим и жизнь становится ненужной, она тоже меркнет.

Жизнь — непрерывный процесс. Остановка, «обрыв связи», разрыв во времени, тут же может квалифицироваться человеком как «обмирание», «замирание», символическое умирание. Поэтому в сюжетах о любви (см. гл. 5) тема смерти встречается с таким постоянно: без любимого жизнь обрывается, либо продолжается, но с символической связью с отсутствующим любовником.

Пример 3.2. (киноистория)

В фильме Такеши Китано «Куклы» в трех новеллах рассказывается о любви. В первой истории молодых людей, влюбленных друг в друга, разлучают родители юноши, заставляя его жениться на другой. Девушка из-за горя сходит с ума, перестает говорить… ей не нужно такое (без любовника) сознание. Юноша, узнав об этом на собственной свадьбе, возвращается к возлюбленной и привязывает ее к себе красной веревкой (которая символизирует связь сознания). Они «путешествуют» вдвоем, то есть бродят, ищут нечто забытое… Четыре времени года сменяют друг друга, прежде чем их путешествие трагически закончится падением с горы и зависанием над пропастью на дереве — веревка «спасает» их от падения на дно.

Во второй истории любовная пара завтракают в парке, девушка каждый день приносит еду своему парню, но парень бросает ее, погнавшись за мечтой стать важным человеком. Через 30 лет он возвращается в парк, он босс якудзы, а девушка до сих пор ходит в парк и приносит еду возлюбленному! Его нет 30 лет, но она верит и ждет, а его порцию отдает нищим.

В третьей истории бедный полицейский влюбляется в красивую поп-звезду, но она ему недоступна, слишком красива. Несчастный случай уродует ее, она удаляется от активной жизни. Полицейский, чтобы не видеть уродства возлюбленной, ослепляет себя как Эдип после «прозрения» того, что он наделал. Слепота связывает полицейского с возлюбленной. Он ее не видит физически, но видит духовным зрением…

Истории Такеши — это истории о том, как любовь связывает людей, а чем именно, в материальном воплощении, неважно — веревка, завтрак, болезнь или уродство. Конечно, лучше было бы, если бы любовь выбирала такие формы связанности, которые бы развивали обоих любовников, развивали бы их как независимых личностей, порождала бы красоту — «Эрос рождения в красоте», как говорил Платон.

Любовь, Эрос — великая сила связывания непрерывности жизни. Ничто так не увеличивает связности жизни, как любовь. Любая психотерапия — «бледная копия», даже не «копия», а суррогат, эрзац этой силы любви. Надо это понимать и мужественно признавать. Никакая техника не может соперничать с Эросом как принципом связи.

Непрерывность жизни поддерживается любовью и воспроизводством людей. Люди рождаются как результат любви родителей, растут и развиваются в условиях любви, сами любят и создают брачную связь, союз, от которого рождаются новые люди и т. д. Жизнь воспроизводит себя и связи между людьми, любовь — гарантия передачи жизни от поколения к поколению. Этот процесс непрерывности жизни закреплен в душевном складе, в устройстве психики человека, в цитоархитектонике мозга, в психических процессах, состоящих из двух диалектических противоположностей. Эти процессы:

•  непрерывное мышление;

•  дискретное мышление.

Назывались они по-разному – «межполушарная асимметрия» с правополушарным и левополушарным мышлением; «первичные» и «вторичные процессы»; «первая» и «вторая» сигнальные системы и т. д. Они реализуют и непрерывность, и прерывание. Без прерывания нет непрерывности, учит диалектика. Чтобы была непрерывность жизни, необходимо ограничивать прерывность, и наоборот. Фактичность жизни подтверждает это. Возьмем двойственную, квантово-волновую природу света. Свет есть и кванты — дискретные частицы, «куски света», и волны — непрерывный поток света.

Считается, что непрерывное мышление это «фундамент», основа психической деятельности, глубинный слой психики, тесно связанный с телесностью, психофизиология непрерывности жизни (ссылка о Прерывателе, заменяющим концепцию Бессознательного).

НАЗАД  ВПЕРЕД