На главную
ДИАСИНТЕЗ - ДИАНАЛИТИЧЕСКАЯ ИМАГИНАЦИЯ
назад
 

Сокращённый вариант 3 главы «Элементарного учебника дианализа»,
ссылки, комментарии и приложения см. в ученике

 

Завьялов В.Ю.

2. Что такое анимация в дианализе?

Анимация (от лат. Anima — душа, animus — дух, animal — животное) — «оживление» статических картинок, картинка в действии, чередование картинок, создающее иллюзию движения. В современном русском языке аналог этому — «мультипликация», то есть множественные картинки-кадры, воспроизведение которых и создает иллюзию жизни, ощущение «оживления» заведомо неживых картинок и изображений.

Человечество живет с «иллюзионом» — так называли в позапрошлом веке кино — уже полтора столетия. Прошли времена, когда люди, впервые увидевшие «живое» изображение на экране, реагировали на показанные действия непосредственно, по-детски, наивно-простодушно: стреляли в злодеев, защищались от врагов, шарахались от «наезжающего» поезда. Сейчас кино и анимация — составные части культуры. По этой причине грех не воспользоваться всеми наработками, технологиями производства «живых картинок» для оживления психической сферы.

Итак, анимация в дианализе — это использование рядов меняющихся образов для создания живого смысла. «Живой смысл» можно сравнить с «живым звуком» в шоу-бизнесе. Есть выступления под фонограмму («фанеру»), когда певцы только открывают рты и пританцовывают, а слушатели слушают приготовленную ранее запись. Запись может быть очень высокого качества, звучать классно, почти «натурально». Но в этой записи не будет ни малейшего созвучия, соучастия, сопричастности тому, что происходит в зале — в этом зале, с этими зрителями, с этим настроением, в это время, в этой реальности. Это будет музыка, «мертвая» для живой реальности, воспоминание о давних временах, когда она записывалась.

Не так с «живой» музыкой. Непосредственное исполнение музыки «завязано» на зрительный зал, связано с тем, что там происходит, невидимыми «ниточками» резонанса, консонанса и диссонанса. Музыка чутко откликается различными своими сторонами — ритмом, темпом, тембром, глубиной и т. д. — на то, как ее принимают. Она может совсем «потеряться» при равнодушии слушателей, либо стать «оглушающе прекрасной» при ее восторженном принятии, Смысл ее при этом может меняться на диаметрально противоположный. «Живой звук» создает у слушателя ни с чем не сравнимое ощущение со-бытия, бытия с кем-то еще!

Анимация в дианализе — это целенаправленное и системное использование воображения и образного мышления для создания «живых картин жизни», «картинности» жизни, которую проживает человек. Эти эйдетические, живые картины создают непрерывность смысла. В первой форме (интервью) некая картина очевидности «схватывается» заинтересованным вниманием. Эту картину рассматривают и сердечно принимают. Во второй форме (дискуссия) «картина» отодвигается для того, чтобы она не мешала проникнуть в суть дела (сущность не представима, только мыслима!). В третьей форме (диасинтез) как бы объединяются непосредственное «схватывание» бытия (Эйдос) и размышления, знания об этом бытии (Логос). В диасинтезе абстрактные понятия словно оживают, становятся ожившими «персонажами» какого-то познавательного действия, «внутреннего кино», «спектакля», звуками «живой музыки».

Для чего это надо делать в терапии? Анимация или «живое мышление», «животворящий дух», яркие жизненные представления делают человека в этот момент максимально живым, его жизнь превращается в непрерывный поток впечатлений, ощущений, образов, представлений, мыслей. Смысл здесь всегда проходит становление, непрерывно «становится». Он не пребывает в застывшей, «окончательной» форме, как значение термина в словаре!

НАЗАД  ВПЕРЕД