На главную
ДИАСИНТЕЗ - ДИАНАЛИТИЧЕСКАЯ ИМАГИНАЦИЯ
назад
 

Сокращённый вариант 3 главы «Элементарного учебника дианализа»,
ссылки, комментарии и приложения см. в ученике

 

Завьялов В.Ю.

14. Вспомогательные приемы для проведения имагинации

Форма «Диасинтез», как и остальные формы дианализа, не техника, не просто приемы работы, а скорее способ контролировать свое сознание профессионального помощника человека. Человек запутан, он хотел бы распутаться, да не знает, как это сделать. Его попытки выпутаться из клубка противоречий опасны для него самого, для тех, кто рядом, для тех, кто пытается помочь или даже спасти.

Когда помогаешь тонущему человеку, то самое важное — не дать ему утопить тебя самого: тонущий хватается за все, что кажется ему в эту минуту «опорой» и «спасательным кругом», и тянет все это на дно за собой. Можно спасти тонущего и погибнуть самому, но это будет «Подвигом», а не профессиональной деятельностью. Мы говорим о профессиональной деятельности – психотерапии и консультировании. Вначале надо обеспечить «плавучесть» спасателю, увеличивать эту «плавучесть» за счет наработанных ранее приемов спасения, физической и моральной подготовки, а самое главное – за счет самоконтроля. Только «после заботы о себе» можно приступать именно к спасению. Будут спасены оба: тонущий и спасатель.

Если сознание (мышление, знания, навыки общения и пр.) консультанта не оформлено должным образом, ему действительно никакая «психотехника» не поможет. Более того, применение психотехник без понимания того, что на самом деле происходит с клиентом и с самим собой, приводит к иллюзии «хорошей работы», имитации чьих-то успешных случаев исцеления. Примеры, приводимые мною, даны только для объяснения форм, а не для копирования, тиражирования или образца для подражания. Каждый случай терапии уникален и неповторим. Повторима только культур-имагинация, культурная константа, воспроизводящийся в культуре первообраз («архетип»), эталон, образец для подражания.

Поскольку подражание (следование образцу) есть древнейшая и устойчивая модель обучения, то следует использовать такой «эволюционный фундамент» эффективного поведения. Имагинация, воображение, как высшая форма познания, — это создание образцов для подражания! Сам создал образ-образец, сам и подражаешь этому образцу! Но это делают все люди после интеллектуального созревания. Начиная с шести-семи лет у ребенка появляются «обратимые операции» в уме (Пиаже), следовательно, операции с образами, культур-имагинациями, создание образцов и подражание образцам.

Так дианалитическая имагинация реанимирует механизмы обучения нормальному здоровому поведению, самообучению через образ (отсюда — само-образ-ование).

Я описал принципиальную схему имагинации, это – элементарные сведения по этой форме. Многочисленные «техники» работы с образом рассматриваются и отрабатываются в практических занятиях на моих семинарах по дианализу.

Что может помочь интенсифицировать работу воображения, особенно в тех случаях, когда у клиента наблюдается блокада образного мышления, торможение воображения или даже алексетимия? Вот список различных техник, которые я использовал в своей практической психотерапии и консультировании на протяжении многих лет:

•  Тест Маховер («Нарисуй человека») и пост-Маховер интервью

•  Тест Роршаха и пост-Роршах интервью

•  Тест Коха («Нарисуй дерево»)

•  Аутогенная тренировка высшей ступени Шульца

•  ТАТ (Тематический Апперцепционный Тест Мюррея)

•  Музыкальные произведения (МРТ – музыкально релаксационная терапия)

•  Гипнотические техики («Терапевтические трансы»)

•  Арт-терапия

•  Психопунктура Калера

•  Медитация и др.

НАЗАД  ВПЕРЕД