На главную
ДИАСИНТЕЗ - ДИАНАЛИТИЧЕСКАЯ ИМАГИНАЦИЯ
назад
 

Сокращённый вариант 3 главы «Элементарного учебника дианализа»,
ссылки, комментарии и приложения см. в ученике

 

Завьялов В.Ю.

11. Имаго-эффект, движение образов

Третий момент диасинтеза – фаза становления личностного смысла, первоначально выраженного в симптомах, эмоциональных расстройствах, переживаниях своего неблагополучия. Здесь всякая определенность, в том числе и определения собственного неблагополучия, «болезни» или «несчастья», снимаются. Здесь доминирует сам поток образов, целительная динамика, живость, переходы от одного к другому: жизнь –это движение!

Наш клиент Ансагат попал в поток образов, сменяющих друг друга как кадры мультфильма. Картинки себя самого — несчастного, больного, раздавленного, медленно выздоравливающего, застывшие ранее в «болезни», стали сменяться картинками из прошлого, где он был здоров и удачлив, а также новыми картинками из его персонального мифа «Долгожданный воин-освободитель». Этот поток образов организован вокруг единного смыслового стержня. «Сквозным смыслом» стал смыслообраз «Воин».

Сам имаго-эффект — это «чудесная» трансформация образов себя самого в этом потоке: от мальчика, мечтающего быть сильным и побеждать везде и всюду, до мудреца, который понял, что бороться впрямую, физически с врагами — бесполезное и бессмысленное занятие. Вместо этого ему надо победить свои желания, то есть переместить битву в «сердце человека», где борются Бог и Дьявол. Это и есть истинное, имагинативное становление личности Ансагата, имагинативное спасение личности от саморазрушения мыслями о «конце», представлениями о «закате карьеры и жизни».

В свое время советский психотерапевт И. Е. Вольперт разработал «имаго-терапию», в которой «лекарством» от неврозов и нарушений характера служил некий литературный (культурный) герой-образец. Его и надо было «внедрить» в себя, дать ему прижиться в сознании. Живой образ затем меняет человека, преобразует его. Эффект имаго, таким образом, — это преобразование человека по «образу и подобию» того символа, какой укореняется в его сознании.

В психоанализе и глубинной психологии «имаго» — не просто образ, а, скорее, смыслообраз «архетипа», того древнего организатора потоков образов конкретных, который диалектически связывает Единое (для всех людей) с конкретным множеством разнообразных вариантов (для одного-единственного человека).

Имаго-эффект в дианализе — это бесконечные, не лимитированные ничем, трансформации конкретных образов воображения без потери единого связующего смысла, то есть без потери самоидентификации, самотождественности: как бы человек не менялся в своих представлениях, это тот же человек, и никто другой.

Пример 3.6.

Молодая мама, красивая, чуть-чуть похожа на Сикстинскую мадонну, также взволнованно возвышенная, только без ребенка. Ребенок находится дома с бабушкой. Он на искусственном вскармливании. «Мадонна» в психушке «нянчится» со своим страхом смерти, который «навалился на нее» и не пускает к дитю. Последняя надежда на психотерапию. Короткое анамнестическое интервью — очевидность ятрогении. Два месяца назад она лечила мастит. Пришлось вскрывать абсцесс на левой груди. Делал операция и «выхаживал» молодой хирург. Вот в этом «ухаживании» все и дело Операция несложная — разрез и выпуск гноя, повязка, а вот послеоперационный период протекал с эмоциональными осложнениями. Молодой доктор «ляпнул» во время расставания: «Хорошо, что вы вовремя обратились ко мне, еще немного, и у вас бы мог развиться общий сепсис, заражение крови!» Слово «сепсис» резануло сердце молодой матери. Сразу после выписки из больницы она полезла в медицинский справочник и прочитала про «сепсис», «септикопиемию» и другие медицинские «страшилки». Картины мучительной смерти от общего заражения крови затмили ей глаза: «А если бы я на один день затянула бы операцию, как он говорил?..» Ужас охватил ее. Она сидела целыми днями одна в квартире — муж много работал — и «строила» себе невроз. Тут и родные стены помогали ей. Стены были еще пустыми, на них ничего, кроме желтовато-грязных обоев («Как гной», — думала мадонна), не было, мебели было мало: начало жизни в чем-то смахивает и на ее конец — пустовато. Однажды ее «поранила» мысль, что она умрет здесь «одна», и никто не придет, не спасет, не вызовет «скорую», а ребеночек с плачем будет ползать по бездыханному и быстро гниющему телу матери: сказано же — «сепсис»! В панике она согласилась «на все», даже на пребывание в психиатрической больнице.

Вся психотерапия заняла три сеанса: первый — знакомство, установление терапевтических отношений, коррекция заблуждений по поводу «медицинских страшилок»; второй — дианалитическая имагинация по смыслообразу «Спящая красавица»; третий — диасинтез и реорганизация жизненной ситуации. Были использованы 1, 3, 4 формы дианализа.

В смыслообраз «Спящей красавицы» входят мотивы псевдоумирания, лежания в гробу, чудесного пробуждения, что было использовано для достижения имаго-эффекта в дианалитической имагинации. Несколько минут ушло на успокоение клиентки, которая немного разволновалась от моего предложения представить себя уже умершей в гробу:

- Это только образ, картина — она ничем не хуже тех, что вы себе представляли дома в одиночестве. Давайте вместе справимся с этим ненужным страхом смерти. Вы — живой, нормальный человек, а думаете о смерти.

- Хорошо, я готова. Что я должна представлять?

- Закройте глаза, успокойтесь, представьте, что вам как бы снится сон, вы знаете, что он когда-то кончится, и вы проснетесь и, если захотите, забудете этот сон сразу…

Представьте, что вы лежите в красивом гробу… из красного дерева… вся обложенная цветами… Какие у вас цветы любимые?

- Мне очень нравятся розы, алые.

- Вы вся усыпана охапками алых роз, а также другими цветами, которые делают алые розы особенно яркими… Обстановка красивая и торжественная… Можно звать (чуть не сорвалось с языка «гостей») родственников… они приходят и молча окружают вас… Наверное, среди них много тех, кто живет далеко, и вы их давно не видели?

- Да, все съехались!

- Приехали и те, кто никогда не приезжал к вам…

- Да, дядя Коля из Воронежа здесь… он инвалид… тетя Роза из Владивостока… даже папин двоюродный брат с женой приехал из Германии…

- Кто-то еще приходит… уже и места не хватает… все хотят быть поближе к вам…

- Сколько их много! Никогда их так много не собиралось!

- Вы их собрали. Они все съехались для того, чтобы вас увидеть… Вы такая красивая, молодая, вся в цветах, розы, ленточки, кружева, много белого цвета, цвета чистоты и гармонии, спокойствия и полноты… и так хочется всем им сказать: «Как хорошо, что мы все вместе собрались, какие вы все молодцы».

- Да, я им мысленно это и говорю.

- Вы им это мысленно говорите, и они это как бы и слышат… их лица становятся радостными, а вы среди роз тоже розовеете, щеки становятся розовыми… уже и лежать как-то неудобно… все чего-то ждут… уже догадываются, что вы всех собрали вот таким оригинальным способом — притворно умерев. Ведь на похороны все слетаются, а на такое событие, как прорезывание зубов у вашего сына, вряд ли дождешься…

- Но мне будет очень стыдно в таком признаться…

- Можно, конечно, от стыда умереть окончательно, но можно поверить этим людям, поверить в то, что они посмеются вашей находчивости и смелости…

- Да, я им верю…

- Мысленно вставайте, прихватив свои любимые розы и, вдыхая их аромат, сообщите родственникам «преприятнейшее известие» — вы не умерли, а только притворились, потому что не знали, каким еще способом можно было собрать всех этих замечательных людей, которые едва знали-то друг друга.

- Да, они хохочут над моей шуткой!

- Отлично!!!!!

В данном сеансе диасинтеза в качестве смыслообраза «пришла» идея «Спящей красавицы». Это не был выбор символа в духе Лейнера, Ассаджиоли, Шорра, Юнга и т. д. Образ был. Клиентка уже была в этом образе и я этот образ «поймал»: она «умирала мысленно», она была «отравлена», то есть «заражена», она «ждала принца», ее красота была никому не нужна дома, который был для нее могилой, захоронением планов, притязаний. Все это исходило от нее (в старых философских школах так и говорили — «эманация», смысл исходит из символа). Мне оставалось вовлечь клиентку в поток трансформирующихся образов, убрать «прерыватель» ее витальности в форме навязчивых картин смерти. Имаго-эффект развивался по классической схеме: красавицу отравляет что-то («яблочко старухи»); она якобы умирает и лежит в гробу хрустальном 100 лет; потом оживает под «прицелом» пристального взгляда принца и его магического поцелуя («Коллективного Принца» сыграла толпа родственников). Короче, «встала она из гроба». «Умирание» прекратилось! Все это и есть «терапевтическая идея» в действии!

НАЗАД  ВПЕРЕД