На главную
ДИАСИНТЕЗ - ДИАНАЛИТИЧЕСКАЯ ИМАГИНАЦИЯ
назад
 

Сокращённый вариант 3 главы «Элементарного учебника дианализа»,
ссылки, комментарии и приложения см. в ученике

 

Завьялов В.Ю.

10. Конкретные образы (имидж-терапия)

Эта фаза диасинтеза соответствует второму моменту пентады — раздельности, разграниченности, «прорисовке» смысловых границ. Это как бы «шейпинг» смысловых границ и формы образа. Образ, данный в своих границах, отличается от «не-образа» – логического понятия. Главное отличие образа от абстрактной мысли, идеи в том, что образ создается сразу и весь — симультанно, а мысль развертывается последовательно, «линейно», сукцессивно («дискурс»). Один взгляд «схватывает», например, убранство комнаты и в долю секунды возникает образ помещения, с его «атмосферой», функциональными особенностями (для чего оно годится). Описание этой же самой комнаты, с перечислением деталей обстановки заняло бы гораздо больше времени. А обыск этого помещения или детальная опись имущества заняли бы многие часы… Но и познавательная разница также отчетливо видна: образ дает «впечатление», эмоциональную оценку, общую оценку, а вот дискретное описание может дать массу детальных знаний, точных сведений, составляющих громадную кучу деталей, которые могут быть интересны сами по себе, но не дают целостного впечатления.

Главная и глобальная познавательная дилемма человека состоит в том, что чем больше точных знаний об объекте познания, тем дальше от истины, которая всегда есть целое, состоящее и не состоящее из своих частей. При известном дроблении («анализе») этого целого ум так далеко заходит в детали, что целого не видно вообще. Научное исследование человека отдаляет нас от истины, от того, что же такое человек на самом деле, на что он способен, какой выбор может совершить. Например, развитая «технология личностей» разрушает личность настолько, что понять, что же такое личность, становится невозможным. С другой стороны, если сосредоточиться на целостном принятии личности человека, абстрагируясь от деталей, то, приближаясь к истине, к целому, мы утратим все детали, все разграничения, все особенности и придем к полной неразличимости того, где «я», где «другой», войдем в состояние «умного экстаза», как определял это А. Ф. Лосев, то есть ум потеряет всякие границы, станет безграничным, неопределимым, познающее сольется с познаваемым. Это на практике означает некое единство с другим человеком, прекращением акта познания. Получается, чем ближе к истине, тем меньше понимания того, что это такое. Эта дилемма не разрешима: ни тот, ни другой вариант не существует отдельно, движение только в одну сторону приводит к гностическим ошибкам.

Научную психологию, например, давно называют «бездушной», «психологией без души». Работающие с душой «интуитивисты» – народные целители, оккультисты, идущие якобы прямой дорогой к «истине», часто теряют понимание того, что на самом деле происходит и с ними, и с их клиентами. Какой же выход? Только диалектическая антиномика, при которой берутся оба противоположных направления – детальная конкретика и обобщающая абстракция («сверхобобщение») – и находится синтез обоих, разрешает парадокс знания: чем больше знания о чем-то, тем больше и незнания об этом же!

Смыслообраз или умственный образ (скорее — общая идея или «собирательный образ», как учили нас на уроках литературы, — «типичный представитель» какого-то класса людей) не представим. Представить можно только конкретный, зримый, индивидуальный образ. Но в этом конкретном, представимом образе должен быть найден и удержан смыслообраз. Смыслообраз всегда незримо присутствует, как имя человека — оно всегда одно, для разных обстоятельств, для разных состояний, обликов и выражений одного и того же человека.

Вернемся к Ансагату. В его целокупном облике («собирательном образе») открылся лик Воина, а вот «имиджи», конкретные образы, содержащие в себе этот непреходящий, постоянный смысл («культурную константу»), были самыми разными:

•  Воин на распутье, не знает, куда идти;

•  Богатырь, отдыхающий от дел;

•  Воин в начале пути, он еще не Богатырь;

•  Воин с незаживающей раной («весь израненный, он жалобно стонал», как поется в одной эмпатической русской народной песне!);

•  Воин, готовый, несмотря на незажившие раны, уйти в бой — «И снова бой, покой нам только снится» – это подходит к некоторым состояниям Ансагата;

•  Воин, уже умерший, но оставшийся живым в памяти потомков, спасенных женщин, стариков (слабых) и детей;

•  Воин, которого оживили, и он снова готов к ратным подвигам;

•  Борец — олимпийский чемпион (имагинативный);

•  «Молокосос», раздавленный в схватках;

•  Богач, победивший бедность;

•  Нищий и Больной… и т. д.

Все это — множество ликов одного и того же «типа», которого мы определили как «Воина…». Симультанный образ формируется мгновенно, воспринимается и оценивается в считанные секунды. По данным психофизиологов, «схватывание» сигнала и его когнитивная обработка длится всего 100 мсек., то есть за 1секунду — 10 образов-сигналов!

Мозг работает быстро. За один час свободной беседы, которая никуда «не заталкивает», а дает возможность говорить свободно и двигаться в любых направлениях, можно схватить тысячи конкретных образов-ликов единого смыслообраза. В этом Едином отразятся все симптомы проблемного комплекса, все варианты выхода из этих симптомов, а также здоровое и эффективное поведение, а также его будущие проблемы, а также и будущие болезни, а также и будущее исцеление, а также… все остальное, выражающее его персональную жизнь.

Много «шпаргалок» и «процессуальных инструкций» придумано для тех, может быть, начинающих психотерапевтов, кто не способен концентрировать внимание, думать об одном предмете, не сбиваясь на другой, и при этом схватывать мелькающие, как в кино, конкретные образы, собирающиеся, тем не менее, в его сознании, связанном с сознанием клиента-информатора, в «собирательный образ».

В дианализе нет «провокативного материала» для получения образов. Сам человек, говорящий свободно и искренне о своей жизни и о себе самом, является мощнейшим стимулом и провокатором создания образов, потоков образов. Для дианалитика задачей является осмысливание этого потока в контексте, фокусе, концентрации Единого смыслообраза (Многое-как-Одно). Я исхожу из банального факта. Психотерапевты (психологи) — это люди, которые когда-то закончили общеобразовательную школу. Следовательно, они изучали в школе родную речь и литературу. А на уроках литературы они учились мыслить по-человечески, то есть входить в состояние литературных героев и видеть в героях «типичное» (смысло-образ, целокупный образ, культурную константу), и конкретное, «частное» — конкретные образы людей и их конкретные поступки. Эти «школьные навыки» и используются в дианализе, в частности в работе с третьей формой — имагинацией. Эта форма очень быстро снимает ограничения в человеческом сознании, связанные со стереотипами, обыденной логикой, формализмом, привычками думать.

НАЗАД  ВПЕРЕД