На главную                                             ДИАНАЛИТИЧЕСКАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ назад
 

 

Сокращённый вариант 4 главы «Элементарного учебника дианализа»,
ссылки, комментарии и приложения см. в ученике

 

Завьялов В.Ю.

14. Воплощенное бытие личности

Воплощенное бытие личности — это конкретное поведение, поступки человека, его реальные действия, оставляющие след в окружении, в мире .
Категория «воплощенное существование» точно описывает четвертый момент пентады — фактичность, материальность, воплощенность того, что является предметом мысли и определения. Во-площенность, то есть во плоти. Нечто во плоти, в материале. В дианалитическом консультировании воплощение терапевтической идеи – это исполнение терапевтического плана, «перформанс» по принципам  второй половины декалога: «динамика», «диверсификация», «дивергенция», «диететика»  и «диатриба. Перфоманс – разновидность «акционизма», философии реального действия и поэтому хорошо вписывается в идеологию дианализа, идеологию реальной и действенной помощи.

Термин «воплощенное существование» ввел персоналист Э.Мунье, который считал, что личность человека погружена в природу, в телесность, но и преодолевает природу (Мунье, 1999). Задача личности по Мунье — «персонализация природы», которая есть диалектика обмена и восхождения. «Личность освобождает себя, освобождая все вокруг. Она призвана освободить как вещи, так и все человечество», — писал Э. Мунье (там же, с. 475). Эту идею известного персоналиста можно сформулировать так: чтобы стать свободной личностью, надо и природу, окружающий мир, включая каждого другого человека, сделать личностью, то есть распространить личностное отношение на все!

Воплощенное бытие личности есть определенное и действительное существование. Реализованная идея есть «существо» — писал в своей первой большой философской работе Владимир Соловьев. По Соловьеву «действительность и реальность относятся между собой как производящее и произведенное», то есть действительность идеи есть ее действенность, идея производит реальные действия, «перформанс». Реальность или действие есть «произведение», действительный результат, «царство действия», факт и воплощенность.

В первой версии дианализа 2000 года четвертый момент пентады был именован как «реальная действительность», а пятый момент – «действительная реальность» или «реалиора». Это сделано было для того, чтобы подчеркнуть действительность внутреннего переживания человеческой личности, действительность личностной идеи, действенность персонального мифа, который производит реальность, а не является субъективным «отражением» происходящего с человеком. Такая концепция реальности наделяет личность человека ответственностью за все, что человек совершает. С точки зрения дианализа все люди по определению дееспособны и вменяемы, только степень дееспособности и вменяемости может быть разной – от высокой до самой низкой. Это согласуется, между прочим, и с тибетским пониманием разных уровней сознания (Лама Анагарика Говинда приводит описание 122 уровней сознания!)

Реальность психотерапии есть результат, произведенный действием, которое мотивировано («спровоцировано», «обосновано», «вызвано», «запланировано», «неизбежно вытекает из…» и т. д.) самим ходом терапии, а проще говоря — реорганизацией сознания человека.

Итак, окончательное определение четвертой формы дианалитического консультирования: реорганизация структуры сознания человека как личности таким образом, чтобы между элементами опыта появились новые, значимые связи — «логические скрепы бытия», что влечет к формированию нового поведения. Реорганизация готовит человека к важным («судьбоносным») поступкам, в которых личность человека воплощается, «опредмечивается», «материализуется», то есть оставляет материальные, вещественные следы своего пребывания на Земле!

Пример 4.9.
Предприниматель образца 2000 года: 35 лет, здоров физически и душевно, отлично выглядит, щеки розовые («кровь с молоком»), хорошо организован, имеет двойное высшее образование – военное и экономическое. Самостоятельно «вычислил» меня по газетным публикациям, радиопередачам и отзывам знакомых. Клиентский запрос – просьба помочь разобрать сложную организационную проблему: объединить успешно развивающийся бизнес (реинжениринг старых производственных предприятий) и общественную, благотворительную (в самом точном смысле этого слова – «творить благо») деятельность по улучшению среды обитания!

Работать с ним было очень приятно. Мы провели 3 сессии по 3 часа каждая. За 9 часов клиент нашел пути решения своей проблемы, а также осмыслил множество полезных для его жизни деталей, на что у него никогда «не хватало времени» и «не с кем было это обсуждать». На каждой сессии он изрисовывал не менее 10 листов бумаги формата А4 условными обозначениями – стрелочками, квадратиками, соединительными линиями – создавая различные модели связей тех элементов организационной структуры, о которых мы говорили. Как настоящий военный, все эти листочки, на которых кроме линий не было ни цифр, ни имен, ни подписей, он забирал с собой. Конспирация! А может, эти рисунки напоминали ему о наших разговорах так же, как пиктограммы! Для меня, когда я смотрел на его непрерывное рисование во время живейших обсуждений его сложных дел, эта «дианалитическая графика» являлась как бы «картой» ассоциативных полей в его сознании, зримым свидетельством действенного ума. Рисование помогало ему держать внимание «на острие» сознания (на острие пера).

Он создавал Дизайн Личного Дела. Он хотел максимально полно воплотить свою личность в большом, общественно значимом деле. Он уже заработал на хорошую жизнь себе, жене и ребенку. Он мог жить «припеваючи» на дивиденды всю оставшуюся жизнь. Но его душа была неудовлетворенна. Он хотел, чтобы люди вокруг него тоже жили хорошо, по-человечески! Его рассуждения были простыми и понятными:

- Вот я живу в благоустроенном коттедже, а вокруг живут бедные люди, их дети болтаются без дела по пустырям, потребляют наркотики, хулиганят. Что мне делать? Создавать «китайскую стену», отгораживаться от них, забираться в нору, «пещеру». Мой дом – моя пещера? Стать «пещерным человеком», уйти от агрессивной среды? Это не выход. Быть такими же как они бедняками тоже не получится – я попробовал хорошей жизни, другой не хочу. Остается одно – менять среду вокруг себя. Я давал, конечно, деньги на устройство хоккейной коробки, на спортзал в подвале, еще кое-какие пожертвования, но понимаю, что это не решит проблемы. Надо создавать широкомасштабные проекты выхода народа из бедности!

Заметьте, это рассуждает не депутат Госдумы, не член правления какой-нибудь либеральной или демократической партии, не государственный чиновник, пекущийся по своим прямым обязанностям о человеческом благе, а «обыкновенный» предприниматель. Рассуждает не для того, чтобы «на плечах» такой социальной программы «ворваться в большую политику», а «просто так», чтобы «жить по-человечески»! Конечно, в этих рассуждениях имелся и прямой рациональный расчет – жить безопасно можно только в благополучной среде, а если она не благополучна, то ее надо улучшать. Но в какой-то момент самораскрытия он стал говорить не только о таких понятных вещах, как «коллективная экономическая безопасность», но и о более глубоких смыслах собственного существования. Его волновал вопрос о том, какой след он после себя оставит! Передача дела в наследование сыну – это само собой разумеющееся семейное дело, но это обеспечение сына и потомков. А как свое имя увековечить, как собственную «личность утвердить в вечности».

«Утвердить личность в вечности» (выражение Алексея Лосева) – это оставить какой-то значимый для других людей «след на Земле», след в культуре, остаться как смысл, как имя. Практически это означает «увековечить имя свое». Для этого, очевидно, и изобретена «церковная десятина», о которой говорил Христос. Десятую часть своего совокупного дохода необходимо отдавать Абсолюту, Богу (церковной организации, на богоугодные дела, благотворительность, помощь бедным и пр.).

Почему «десятина»? Попробуем провести дианализ этой религиозной нормы правильной жизни. Число десять по старинным представлениям символизирует целостность, Единичность уровня по десятичной системе измерения – 1:10:100:1000 и т.д. На каждом уровне та же Единица, но «возведенная в степень», поставленная на ранг выше. Получается, что Целое есть десятая часть Целого! Парадокс! Если «уровнять любовью» ранги, то все единицы с нулями есть «равно честные Единицы», все они символизируют Целое. Раз так, то, отдавая десятую часть дохода, человек символически отдает и весь совокупный доход, все Целое! Десятина, следовательно, символически заменяет передачу всего имущества, что требовалось в раннем христианстве для «утверждения личности в вечности». Отдать десятую часть дохода символически тоже, что и отдать все. На языке персонального мифа это означает примерно следующее: «Я все отдал и перед Господом чист. Ни с чем пришел в мир, ни с чем и ухожу». Десятина, отданная на богоугодное дело, делает человека духовно чистым (символически)!

Если мы сейчас вспомним диалектику части и целого из раздела 4.2. и применим ее к нашим рассуждениям о «десятине», то получим следующее: десятина есть одновременно и часть и целое – часть содержит в себе все целое в смысловом виде! Десятая часть чего-то, следовательно, есть «Все и Ничего». Отдаешь немного, почти «ничего», но это «ничего» обладает смысловой силой «всего». Десятина есть синтез «всего» и «ничего»!

Очень многие успешные предприниматели, люди с достаточным доходом, а также люди, задумывающиеся о своем духовном предназначении, о том, какой след на Земле они могут оставить, готовы отдать десятину (и больше) на разные благие дела, на Благо-Творение. С точки зрения дианалитической реорганизации такое стремление есть проявление высшей заботы о всеобщем благе, вклад в увеличение организованности Суперсистемы – культуры и цивилизации в целом, увеличение связанности мира. В контексте задач дианалитической реорганизации «десятина» есть воплощенное существование «скрепы Бытия»! 

НАЗАД  ВПЕРЕД