На главную                                             ДИАНАЛИТИЧЕСКАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ назад
 

 

Сокращённый вариант 4 главы «Элементарного учебника дианализа»,
ссылки, комментарии и приложения см. в ученике

 

Завьялов В.Ю.

13. Организационное определение религии

Одно из определений психотерапии – «религия для атеистов». Психотерапия появилась как «научная» дисциплина, как ветвь западной рационалистической медицины в тот период, когда общая религиозность людей стала стремительно снижаться — в эпоху бурного развития капитализма и индивидуализма. Тогда и появилась у людей необходимость анализировать себя, свою психику («душу»), чтобы адаптироваться в бездушном и бездуховном мире «финансовых» и «экономических» механизмов.

В городе Вена, который в XIX веке стал перекрестком многих деловых дорог Европы, где жили люди из многих стран, где полно было мигрантов, и где уровень напряжения межличностных отношений был весьма высоким, появились многие выдающиеся психотерапевты — Фрейд, Адлер, Франкл и т. д. — законодатели «психотерапевтической моды», основатели ведущих школ («модальностей»). Он так и остается, этот города Вена, негласной столицей или «родиной» современной психотерапии.

Что же общего и в чем различие между психотерапией и религией? Этот вопрос очень важен для осознания места психотерапии в современном мире, для самоидентификации психотерапевта и обойти его нельзя В практике психотерапевта очень часто «всплывают» проблемы веры, суеверий, безверия, духовного кризиса и пр.

Сегодняшние клиенты на 50 процентов «полуверующие», то есть люди, стремящиеся к «истинной вере», идущие к Богу или Идолу. Очень многие из них запутались в молитвах, понятиях, идеях, смешении религий.
Во многих психотерапевтических системах намечается отход от научной парадигмы в сторону псевдорелигиозной практики или «ранней религиозности» — шаманизму. Соединить научную модель психотерапии с оккультной практикой или религиозной доктриной пытается значительная часть практикующих психотерапевтов: «православные психотерапевты-душепопечители», католические «пасторальные психотерапевты», протестантские, в частности лютеранские, групповые психотерапевты, исповедующие «12-шаговую модель АА», оккультисты, энерго-психотерапевты, биоэнергетческие аналитики и т. д.

Дианализ в данном контексте — метанаучная дисциплина: не наука, не искусство, не религия, не технология, не что-то другое. А что? Дианализ – методология помощи человеку с так или иначе поврежденным сознанием. Это скорее – расширение сознательной активности человека в самых разных направлениях – рациональном, интуитивном, мифо-поэтическом, иррационально-творческом освоении реальности!

Задача дианалитика — сохранять свое сознание при тесном сознательном общении с человеком, у которого сознание повреждено. Запутаное сознание оперирует неясными понятиями. Два процесса «метафора» и «метонимия» образуют громадную сеть («Арахна») сложнейших связей между вещами и именованиями. «Метонимия» – разные явления и вещи обозначаются одним и тем же словом. «Метафора» – разными словами и понятиями обозначается одно и то же явление или вещь. Я называю эти «речевые тропы» процессами в данном контексте, поскольку они представляют два принципиальных типа связей: индуктивная и дедуктивная связи! Данные процессы, на мой взгляд, идут навстречу друг другу и образуют невероятно сложную «паутину», как «внутренний Интернет». Цитоархитектоника головного мозга – организация дендритных связей между нервными клетками, которые выстраиваются в разноуровневые эшелоны – позволяет «технически» осуществлять принцип «паутины». С помощью «линейного» мышления, которое идет от одного пункта мысли к другому, как паровоз по рельсам, обозреть и понять такую сложнейшую организацию связей, похожую на Космос, абсолютно не мыслимо. Необходимо другое мышление, «всеохватное», интегративное, целостное. Исторически такое мышление вырабатывалось в религиозной практике, особенно в теологии.  

Как психотерапевту реагировать на религиозные догмы, мифы, построения и заблуждения простых, далеких от теологии людей? Что такое религия?

Вот простая, «дианалитическая этимология» слова религия: ре-лигия, то есть восстановление прерванной связи. Лига, лигатура — связь одного с другим. Ре — повторная связь или восстановление прерванной связи.

Религиозность человека, следовательно, есть общее определение внутренней работы по организации связи человека с миром. «Всеобщие связи» надо организовать так, чтобы это была связь со всем, что есть в мире, чтобы не осталось «другого мира», отсоединенных частей мира, раздробленности. Это естественно. Ведь организм, тело человека есть единая связанная система «частей». Не может быть «отсоединенной руки» или какого-либо органа. Разъединение частей тела есть болезнь и смерть. Угроза разъединения вызывает тревогу.

Теперь эти представления о «Всеединстве» (В.Соловьев) приложим к уму. Что получим? Духовное здоровье есть общая связанность человеческого «Я» с миром и его частями. А что лучше всего связывает? Идея Бога! Научная картина есть картина разделенности. Научное мышление есть аналитическое, «разъединяющее», «анатомическое» исследование реальности. Анатом, исследуя  труп, с ним не разговаривает, если, конечно, анатом не сумасшедший. С миром, который «анатомирован», разговаривать тоже невозможно. А вот с миром, который понимается как Супер-Личность, Абсолют, Абсолютная Личность, то есть Бог, разговаривать (хотя бы в одностороннем порядке) можно.

Вот это восстановление связи с Абсолютной Личностью и есть ре-лигия. Внутренняя работа по созданию диалога между субъективным центром «Я» и всем остальным миром, воспринимаемым как «Другой», я и называю религиозной деятельностью, или «духовной деятельностью». Но это один из вариантов организационной деятельности или даже «реорганизации»! И в религиозной деятельности, и в психотерапии общее то, что в обоих случаях человек восстанавливает или создает новые коммуникативные связи с миром в целом и с отдельными частями этого мира. Разница в том, что в религии – это дедуктивная стратегия, от Одного к многому, от единого Бога к творению, а в психотерапии – индуктивная стратегия, от много к Единому, Одному.

НАЗАД  ВПЕРЕД