На главную | • ДИАНАЛИТИЧЕСКАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ | назад | ||||||||||||||||||||||||||
Сокращённый вариант 4 главы «Элементарного учебника дианализа»,
Завьялов В.Ю. 11. Родовая принадлежность понятия Первая социальная организация в человеческом сообществе есть род — система порядка порождения одним человеком другого. Животные не помнят, кто кого породил, кто чей сын или дочь, им это и не надо. В человеческом обществе в родственных связях существует строжайший порядок, который нарушать никак нельзя. Табу на инцест — первый страж, почти «циклоп», этого порядка. Происхождение семьи и частной собственности очень хорошо описал Фридрих Энгельс в книге, которую и сейчас интересно читать. Язык моделирует систему родства, отсюда и понятие «родо-словная», история рода, данная в словесных обозначениях. Если дана родословная какого-то человека, то это знание считается самым значимым и ценным, поэтому в разведках всего мира «людей разрабатывают» в этом направлении особенно тщательно. История предков может очень много прояснить: выбор профессии, мировоззрения, возможной специализации в преступной деятельности, болезни и даже способ смерти, что досконально было изучено Леопольдом Сонди в «Судьбоанализе». В Евангелие от Матфея дается родословная Иисуса Христа: Авраам родил Исаака; Исаак родил Иуду, <…> Матфей родил Иосифа, от которого родился Иисус. Всех родов от Авраама до Давида было 14; от Давида до переселения в Вавилон — 14; от переселения в Вавилон до Христа — 14. Итого: 42 поколения, то есть между Адамом и Христом 40 поколений. Похожим образом смысл развертывается в диалектике. Первопонятие всегда максимально абстрактно, например, Бытие. Оно порождает свою противоположность — Небытие, которое в свою очередь «родит» Становление и т. д. Пентада дает отрезок в пять «поколений», но она же порождает пентаду второго уровня, а та — третьего и т. д. Смыслы, порожденные таким образом, «заселяют» сознание так же, как популяция людей заселяет Землю! Родословная есть память о том, как во времени связываются жизни, как одна жизнь передает «эстафету» другой жизни . На уровне сознания – это передача эстафеты смысла по «кривой движения смысла» от одного понятия другому (об этом в главе «Амплификация»). Прикладная символология в этом контексте понимается так: глядя на сына, можно видеть отца, которого здесь нет или вообще уже нет. Сын есть порождение своего отца и матери, но он не повторяет ни отца, ни мать. Так, любое понятие или образ есть порождение другого понятия или образа. Не обязательно, чтобы оно повторяло своего предка или было «похоже» на него. Главное — уметь видеть «отца», глядя на «сына». Вот основной принцип символологии: глядя на симптом («сын»), видеть «родителя» («отца»). «Психогенез», известный в психотерапии как критерий «позитивной диагностики неврозов», имеет точно такую же организационную форму «родословной». По мере продвижения по «генеалогическому дереву» симптом освобождается от избыточного конкретного смысла и вбирает в себя более отдаленные «исторические» смыслы, которые делают его по-человечески понятным феноменом. Генеалогия выводит симптом из царства «нозоса» сначала в царство «патоса», а затем и в царство «нормы». Пример 4.7.
Можно было начать генеалогию невроза с еще более раннего исторического периода — с «адлеровской темы» взаимоотношений со старшим братом, начиная с раннего детства. По Адлеру младшие дети находятся в более выгодном положении, их больше любят родители, так как на первенце только учатся искусству любви, а на последующих детях «отрываются». А можно пойти еще далее и дойти до начала начал, истории Авеля и Каина. Это были первые люди, родившихся от Адама и Евы. У них была вражда из-за того, что Бог «призрел» Авеля, – подарки Авеля ему понравились больше, чем дары Каина. Каин убил Авеля, а Бог поставил ему «каинову печать», чтобы никто не мог убить первого убийцу. Наш клиент не поделил с братом дары родителей (дом, усадьбу, имущество). Смерть старшего брата по своему трагическому накалу была ничуть не меньшей, чем сюжетная смерть Авеля. «Печатью Каина», которой отметил сам себя наш клиент, было убеждение — «он умер из-за меня» (то есть «Я убил его своим отношением»).
Согласно теории А. Богданова, комплекс организованный представляет собой нечто (смысл) большее, чем сумма его элементов, а комплекс реорганизованный (у Богданова – «дезорганизованный») — меньший, чем сумма составляющих его элементов.
План терапии, таким образом, направлен на расширение смысла каждого элемента так, чтобы сумма смыслов элементов стала большей, чем смысл «комплекса Каина». Выбранные элементы, усиленные и проработанные в терапии, сами могли бы стать (и стали впоследствии) самостоятельными комплексами. Например, восьмой элемент комплекса был самым болезненным и неприятным, поэтому в процессе психотерапии был выделен в первую очередь. Деидентификации с формой «обмирания-замирания» (символ «вечно спящего брата») была произведена с помощью аутогенной тренировки, которую клиент принял весьма благожелательно. В первые же сеансы он охотно «погружался» в аутогенное расслабление и почти засыпал (это был «гетеротренинг»). Клиенту внушались образы покоя, умиротворения, «замирания», отключения, «ухода в другое измерение» и т. д. Были использованы даже такие утверждения, как «симптомы умирают», «звуки умирают» и т. д. С третьего сеанса клиент перестал тревожно реагировать на слово «умирание». Реорганизации подвергся и элемент «Каинова печать» — некое внешнее, мышечное выражение вины, которое нес в себе клиент. При расслаблении мышц («прогрессивная релаксация по Джекобсону», АТ и прочее) к данному элементу присоединились элементы другого комплекса — «комплекса Геракла», который был у клиента в то время, когда он готовился к Олимпиаде и усиленно тренировался. В процессе терапии ему стали сниться «динамические сны»: он видел себя молодым спортсменом-метателем на тренировках и соревнованиях. После таких снов у него болели именно те мышцы, которые усиленно работают при метании копья! Данный элемент, следовательно, получил дополнительные связи с другими комплексами, и был реорганизован в другой комплекс, но уже положительный, скажем «комплекс Тренирующего Отца». Катамнез 10 лет. На протяжении этих десяти лет я поддерживал дружеские отношения с клиентом, который был несколько лет тренером моего сына. Комплекс Каина несколько раз «оживал» ненадолго: после очередных похорон кого-нибудь из его знакомых. Он реагировал на смерть особенно близких друзей того же возраста, что и он сам. Его «брат» как бы снова умирал, поэтому комплекс и оживал. Однако до невроза не доходило. Были обычные для такого случая реакции горя, которые в иных случаях сопровождались бессонницей в течение одной-двух недель. Потом все симптомы проходили, иногда после 10—15-минутной беседы по телефону. За эти десять лет он похоронил не менее 15 своих товарищей. Поскольку он был человеком обязательным, то исправно посещал все поминки. На восьмом-девятом году реабилитации он даже подшучивал над собой после очередных похорон: «Скоро я один останусь, и некого будет хоронить». Все это говорит о том, что реорганизация невротического симптомо-комплекса прошла достаточно легко, естественно и успешно, что и подтверждает десятилетний катамнез. |