картинкиаллегориитаблицыкартоидыдианализ в картинкахглавнаяфотогалереямедитацииавторсеминарызапись на приёмконтакт
  популярное
  изложение
SUPER HARD - самый сложный уровень                      
    

Золотая десятка дианализа или Декалог

Эмпирические принципы психотерапии можно свести к одной простой фразе: создавай хорошие человеческие взаимоотношения и будешь здоров. Более развёрнуто - в десяти "заповедях":
  1. Думай о своей жизни и находи «спасительные идеи».
  2. Не выключайся из настоящего человеческого диалога.
  3. Делай выбор самостоятельно, даже если обсуждаешь этот выбор с кем-то.
  4. Исполняй задуманное, неисполнимое выбрасывай как мусор.
  5. Подчиняйся жизненной диалектике.
  6. Переписывай свою психобиографию, чтобы не повторять одно и то же.
  7. Укореняйся в жизни, увеличивай количество полезных связей.
  8. Пользуйся только сродной пищей.
  9. Защищай свою личность – территорию любви и тайны.

Это – слоганы десяти базовых принципов дианализа, как системы консультирования и, в данном случае, самопомощи. Декалог или десять принципов представляют собой обобщённую, «интегративную» модель современной психотерапии, обобщение опыта так называемых «школ» психотерапии, которых к настоящему времени насчитывается несколько десятков, а с «вариантами» и «инновационными» системами – несколько сот. Конечно, школы отличаются друг от друга по языку, мировоззрению, концепциям, но в них есть и общее, что их объединяет под общим термином «психотерапия» или «лечение душой и средствами души», «лечение осмысленным словом», «лечение психологическими средствами, без лекарств» и т.д.

Во всякой «школе» изучались человеческие отношения и делалось заключение о том, что без хороших, дружеских отношений человек не выздоравливает ни от какой душевной болезни, включая алкоголизм или алкогольную зависимость (1). В каждой «школе» предполагалось использование научного (или близкого к научному) мышления при изучении душевных расстройств и личностных свойств человека (2). Почти в каждой «школе» предполагается диалог с клиентом, в некоторых школах – это основной «метод» исцеления (3). В каждой «школе» пациента подталкивают к выбору нового поведения, нового взгляда на жизнь (4). В каждой «школе» не обходится без реализации на деле выработанных лечебных идей, даже в современном психоанализе, кроме анализа есть и исполнение плана терапии (5). В каждой «школе» есть логика, которая связывает разрозненные факты и концепции в единую систему (6). В современных «школах» выделяется особо «перенос терапевтического навыка»: всё, что найдено положительного в процессе терапии, должно найти своё немедленное приложение в обыденной жизни клиента (7). В «школах» психотерапии середины прошлого столетия (социальный психоанализ, семейная терапия и пр.) упор в терапии делается на восстановление связей заболевшего человека с семьёй, социальными группами, прекращение «одиночного плавания» с собственной проблемой (8). Никакая из современных «школ» не проходит мимо того, что называется «потребительским поведением», помогая клиентам выработать здоровое потребление (9). Каждая «школа» предлагает своим клиентам научиться самостоятельно справляться с трудностями, защищать своё здоровье (10). Перечисленные общие «факторы психотерапии» составляют основу «дианалитического декалога».

В дианализе эти принципы получили названия:

1. Диада

Чтобы преодолеть личностные расстройства, необходимо укрепить свою личность, развивать её; а чтобы развивать личность, необходимо вступать к общение с другой личностью; только в общении с другой личность и можно быть самой личностью.

2. Диагнозис

Познание личной проблемы во всей её противоречивости и полноте, т.е. без остановки на достигнутом «понимании»; познание себя через другого человека, через другое сознание: «одна голова – хорошо, а две – лучше».

3. Диалог

Основное средство лечения души – только через диалог можно изменить что-то во внутренней жизни; психика человека устроена как непрерывный диалог, поэтому многое в жизни зависит от содержания и формы этого диалога.

4. Дилемма

Любой выбор можно в конечном итоге представить как дилемму: то, что выбирается, и то, что отвергается; выбор человека – это одновременное утверждение одного и отрицание другого; развиваться как личность можно только с помощью свободного выбора, однако сам выбор уничтожает эту свободу.

5. Динамика

Даже самый лучший план есть ничто, если этот план не осуществляется; выполнение терапевтического плана, исполнение желания быть здоровой и успешной есть действительный результат правильного понимания своей проблемы.

6. Диалектика

Диалектика – это способ понимания движущих сил развития человека и мира – они всегда противоположны и не устранимы, как противоположности: нет жизни без смерти, нет здоровья без болезни, нет святости без греховности, нет стабильности без непрерывных изменений.

7. Диверсификация

В экономике диверсификацией называют разумное размещение капитала, вложение денег в выгодные проекты; в личностном развитии диверсификация – перенос навыков, выработанных в одной области, в другие сферы; другой смысл диверсификации – изменение собственной психобиографии, реорганизация воспоминаний о жизни.

8. Дивергенция

Дивергенция – расширение участия в жизни: расширение круга знакомств, интересов, связей; дивергенция противоположна «конвергенции», которая означает сведение всего к чему-то одному, замыкание на одном (выпивке).

9. Диететика

Здоровое потребление и здоровый стиль жизни в целом; древние говорили: «В здоровом теле здоровый дух»; эту формулу можно читать и в обратном порядке: «Здоровый дух – здоровое тело»; правильно потреблять энергию, вещество, информацию может только здоровый духом.

10. Диатриба

В дианализе диатриба обозначает навыки словесной защиты от попыток окружающих людей («созависимых» или «подыгрывающих») вольно или невольно вернуть отказавшегося от алкоголя человека в прежнее состояние проблемного потребления; в древности диатриба означала мирную беседу сытых и довольных жизнью людей, граждан демократической Греции, благополучие которых было обеспечено самоотверженным трудом рабов; позднее диатрибой стали называть «гневную философскую отповедь» врагам идеи.

Только декалог в полном объёме обеспечивает полноту оценки факторов, влияющих на процесс восстановления здоровья, контроля и свободы выбора, который обычно нарушается при всякой патологии («болезнь это – ограниченная в своей свободе жизнь», определение классиков). Это – тоже «резюме», которое обобщает множество путей освобождения от зависимости, это – путь личностного преображения :


•  Объединиться с другой личностью для усиления собственной.
•  Познавать себя и мир без остановки, никаких «Всё понятно!», только «Человек, познай себя!»
•  Обсуждать с другим человеком все идеи, приходящие в голову: «мысль изречённая есть ложь» (Тютчев), а мысль, обсуждённая с другим человеком, есть поиск истины!
•  Выбрать из обсуждённых идей те, что можно превратить в выполнимый план.
•  Исполнять план последовательно – в воображаемом, модельном и реально-бытовом пространстве.
•  Следовать логике жизни и диалектике природы, т.е. добиваться того, чтобы поступки логически вытекали из мыслей, а мысли следовали за поступками.
•  Жить так, чтобы было о чём рассказать потомству и себе самой.
•  Распространить «терапевтические идеи» на всю жизнь, на все сферы.
•  В том числе и на потребление.
•  Защитить здоровые идеи от «информационного нападения», разрушения и опошления.

(Из 4 главы книги "Пьющая женщина:всё пропало?" )