картинкиаллегориитаблицыкартоидыдианализ в картинкахглавнаяфотогалереямедитацииавторсеминарызапись на приёмконтакт
  популярное
  изложение
HARD - самый крутой уровень                      
    

Сказка о Старике, Старухе и Золотой рыбке

Эта сказка, написаная осенью 1833г., является своеобразным, чисто пушкинским вариантом широко распространенной в поэзии разных народов сказки о старухе, наказанной за её стремление к богатству и власти. В русских сказках на этот сюжет старик и старуха живут в лесу, и желания старухи исполняет или чудесное дерево, или птичка, или святой и т. п. Пушкин воспользовался соответствующей немецкой сказкой, где действие происходит на берегу моря, старик — рыбак, а в роли исполнителя всех желаний выступает рыба камбала. Пушкин заменил этот малопоэтический образ (к тому же в немецкой сказке камбала оказывается заколдованным принцем!) — золотой рыбкой, народным символом богатства, обилия, удачи. Нет смысла повторять сюжет этой широко распространённой сказки, поэтому сразу перейдём к дианализу базового конфликта!

Старик и Старуха

Старик со старухой олицетворяют столкновение двух сил или тенденций. Что это за силы? Противоположные, конечно. Старик - "положительный герой", старуха - "отрицательный". Старик исправно служит старухе, а старуха никому не служит, а только требует исполнения своих желаний. Старик есть сила Добра, старуха - сила Зла, которое спрятана в вечном недовольстве и ненасытном потребительстве. Образ старухи в сказке прописан гораздо лучше, чем образ старика. Старуха есть "существо, растерзанное злой бесконечностью становления". Так писал о человеке А.Ф.Лосев, когда противопоставлял человека Богу. Некоторые литературоведы интерпретируют и образ старика, как одно из воплощений Бога. Старик есть Любовь - бескорыстная и кроткая, которая сотворяет чудо ради любимого человека. Старик излучает Любовь, старуха - поглощает её, пользуется её чудесными свойствами преображения!

Логика преображения у Пушкина-диалектика

Будем считать старуху личностью, которой невозможно угодить - она "растерзана бесконечным становлением" и это - горькая правда. Морализация на тему «Всё ей мало» слишком упрощенная трактовка сюжета. Это – правда, что «ей мало показалось», но это не вся правда. «Старуха» есть аллегория вечного поисках себя, своего самоопределения, поиска предела желаний, предела беспредельного. Легко усмотреть в этой фигуре циклы развития человека — стремление стать «другой» и вечное недовольство достигнутым!
•    Вот этапы «цикла развития»:
«Нулевой» — старуха прядет свою пряжу. Ей нужно новое корыто, чтобы стирать эту пряжу. Во многих мифологических системах, начиная с греческих, пряжа — символ долгой жизни, а отдельные нити пряжи — «нить жизни»). Прядение — это создание «материи», то есть, фигурально выражаясь, превращение нитей в ткань, «материализация» некого замысла. Веретено в платоновских текстах есть «космическое устройство», приводимое в движение богиней Необходимости Ананке.
Итак, «старуха» - женское начало, ткущее ткань реальной жизни, и ей необходим инструмент для обработки пряжи, то есть корыто. Она узнаёт от «старика», что есть такая рыбка, которая может отдать за себя «любой выкуп».
Вторая фаза цикла — получение «благой вести» о пойманной золотой рыбке, которая готова откупиться «чем только пожелаешь». Здесь появляется самый главный персонаж - Вера в чудо. Эта Вера безусловная — никто, ни старик, ни старуха и не думают исследовать природу этого чуда. Вопрос «Что?» не появляется - это вопрос познания. Появляется другой — «Ради чего?». Это - вопрос личностный, вопрос смысла существования. Ради чего отпустил золотую рыбку старик? Что это значит «не посмел я взять с неё выкуп; так пустил ее в синее море»? Не ради чего? Так не бывает! Поэтому старуха и бесится: «Дурачина ты, простофиля!» Ради чего же отпускать это чудо? Ради жизни, бренной, земной, жизни. Старуха требует «хоть корыто» взять, чтобы, надо полагать, стирать свою пряжу, готовить нити для прядения, для ткачества, то есть для работы «реального сектора» экономической жизни человека.
Третья фаза цикла есть требование выкупа за освобождение производящей чудо твари, то есть золотой рыбки. «Выкуп» в данном случае есть не что иное, как вариант обмена, «бартер», экономическое отношение, оценка в эквивалентной стоимости услуги, сохраняющей жизнь. Старуха предлагает обменять жизнь малоизвестной говорящей рыбки «на средство воспроизводства жизни» — корыто (З. Фрейд углядел бы в образе «корыта» матку, в которой зарождается жизнь). Интересный вопрос возникает сам собою, а почему корыто у старухи разбитое, кто его разбил и когда? Поищем ответ в тексте. Вот третья и четвертая строка сказки, «зачин»: «Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года». Что-то уж сильно напоминает возраст Иисуса Христа, когда он стал проповедовать Новый Завет. Ещё одна аллюзия с библейским текстом — это профессия старика: «Старик ловил неводом рыбу». Иисус, как всем известно, учил «ловить человеков». Первые ученики его — рыболовы, которые сменили обычный невод на духовные «сети» для поимки «заблудших душ». Начало цикла развития старухи-личности: «На пороге сидит его старуха, а перед нею разбитое корыто». Итак, все начинается (и кончается) с разбитого корыта, «на пороге» новой жизни. Может корыто - это "гроб"? Только "за гробом" начинаются чудесные превращения? И такая интерпретация возможна. Порог он везде порог! Порог отделяет одно бытие от иного. Древнегреческая трагедия и основанный на ней «катарсис» начинается с момента переступания героем какого-либо «порога». Это, собственно говоря, и есть «преступление» героя, после которого и следует вся трагическая цепочка событий — перипетии, наказание, пафос, прощение и т. д. Старуха явно совершает некое моральное преступление: терроризирует старика, а через него «рэкитирует» золотую рыбку и т. д. Но на пороге «новой» для себя жизни она сидит, и, очевидно, размышляет над «разбитым» корытом. Теперь надо точно определить, в чём именно проявляется «разбитость» этого инструмента воспроизводства жизни. Пушкин нигде и словом не обмолвился по этому поводу, не дал нам описания негодности корыта. Всё это есть чистое восприятие, либо, что точнее, — представления о «разбитой прошлой жизни», вообще чего-то разбитого, непригодного для дальнейшего существования, например, «пошатнувшееся здоровье», «устаревшие представления о жизни», « неадаптивные реакции», «надтреснувшие отношения» или «лопнувшая дружба», «руины любви», «рухнувшие надежды» и прочее.
Четвёртая и последующие фазы. Начинается "личностный рост", преображение личности. Для этого требуется некое "повреждение", "несоответствие реальности происходящего". Треснувшее корыто якобы непригодно для мойки пряжи ("очищения нитей жизни"), но после получения нового средства "воспроизводства жизни" возникает Неудовлетворение.
В нём собственно всё дело. Неудовлетворение или Удовлетворение-не-до-конца становится двигателем сюжета, двигателем прогресса! На восьмом цикле Преображения (пятое желание) чудо перестаёт действовать в направлении прогресса.
Девятая фаза. Возврат к исходной точке. Этот можно сравнить с "Девятым валом" - самой большой волне в ряду бегущих на берег волн. Возникает самое большое чудо - чудо абсолютной инволюции. Согласно новейшей тории нелинейных систем Ильи Пригожина в физическом мире возврата к исходной временной точке не может быть. Даже Бог не в силах вернуть ушедшее время, а в сказке есть, вернее, можно так понять конец сказки. Всё возвращается на круги свои. Всё начинается вновь. Снова выставляются Пять желаний. Именно пять, а не три! У А.С. Пушкина пентада, а не расхожая триада. А.С.Пушкин - диалектик!

Пентадная диалектика желания у Пушкина-философа

"Старуха" запросила исполнения пяти желаний. Каждое последующее исполненное желание отменяло предыдущее достижение. Если рассматривать исполнение как изменение статуса, то все желания были исполнены: каждый раз старушка менялась, и перемены были разительными, особенно последнее изменение — от «вольной царицы» до нищенки («падение»):
                От корыта до "Рублёвки" и обратно!!!
Если все пять запросов нашей героини дианализа сопоставить с пентадой, то получается люпопытнейшее совпадение:
1. Новое корыто — Одно (Единое).
2. Изба со светелкой — Многое (Сущее).
3. Звание «столбовой дворянки» — Становление.
4. Вольная царица — Ставшее, факт, (Сущность, Субстанция).
5. Владычица морская — Нестановявшееся (Символ, Миф).
       Итак, что считать фактом в личностном развитии человека по А. С. Пушкину? В Пушкинской пентаде, как это у нас получается, личность — это «вольная царица»! Поразмышляем. Человек как личность — это свобода, вернее — свободная необходимость или необходимая свобода. "Быть царицей" — это и свобода отдавать любые приказы, даже нелепые и гибельные, но это и необходимость постоянно руководить, быть «грозною» — иначе слуги разбегутся. « Бояре, дворяне, стража», — всё это "объекты", компоненты зрелой личности: например, «бояре» — мышление, интеллект; «дворяне» — исполнительные органы; «стража» — психологические защиты и прочее. Сама «царица» — это «самость», "Я". В живой, изменяющейся, трансформирующей личности все моменты пентады слиты воедино и различаются только абстрактно. Сказка позволяет эти абстракции увидеть зримо и ощутимо, как и подобает мифу, ведь миф — "это чудесная история личности, данная в словах".
      Легко увидеть, что «царица» находилась в старухе до её «официального» возведения на престол, до «инаугурации». Разве не к «царице грозной» обращается престарелый муж, когда докладывает ей о поимке и освобождении чудо-рыбки? Разве не царицу слушается он, когда меняет свое решение не брать выкуп с рыбки и идёт выпрашивать дары, руководствуясь «токмо волей пославшей мя жены»? Отец Фёдор из "12 стульев" гонялся за бриллиантами тоже с такой же мотивировкой: «Не корысти ради..» А ради чего? Ради того, чтобы «душенька её была довольна». Сущность «старухи», - "вольная царица", но она же и Владычица Морская, у которой рыбка должна быть «на посылках», в услужении. Пусть это — «нестановящееся». В тексте говорится о том, что это пятое пожелание не было выполнено. Но тогда что же до этого делала золотая рыба, если не служила старухе? Служила безропотно, не обсуждая приказы, выполняя их через «менеджера»-старика. Она как раз и была «на посылках». Это было "неставшим", «тайным». Рыбка тайно признавала старуху именно Владычицей, тайно от старика выполняла эту роль и не хотела разоблачать «сговор». Более того, если бы старуха с самого начала не была «Владычицей морскою», то не были бы исполнены никакие её пожелания вообще. В действительности было так: рыбка служила соей владычице, старик — царице. Следовательно, чтобы было что-то «ставшим» (исполнившимся), требуется, чтобы оно же и не становилось до конца, не исполнялось, оставалось «неставшим». Чтобы быть, надо и не быть, чтобы найти, надо потерять, чтобы искать, надо прекратить поиски, чтобы обновиться, надо состариться, а чтобы состариться, надо молодеть и т. д. Диалектика жизни! Национальные особенности диалектики жизни личности! Ай, да Пушкин! В сказке для малых деток Пушкин-философ «закодировал» национальный способ мышления и отношения к реальной действительности.

Подведём дианалитические итоги вольной интерпретации сказочного сюжета о Золотой рыбке.

"Свободная интерпретативная деятельность" - первый итог. Быть человеком - "быть царицей (царём)", что означает быть свободным. Свобода выбора, свобода мнения, свобода интерпретации. В дианализе вместо техники "свободных ассоциаций" З.Фрейда используется дарованная каждому человеку свобода "интерпретативной деятельности"! Нет никаких иных ограничений - типа догм, знаний "как правильно", "авторитетов", кроме требования строжайшей дисциплины мышления.

Второй итог: человек несовершенен, "растерзан алогическим становлением, извративший себя грехом". Его такого никто не может переделать, никакая "Золотая рыбка". Только он сам, вдохновлённый Богом, или "перед лицом Бога", перед Ценностью, большей, чем его драгоценная жизнь, может избавить себя от порочного и греховного, приобщиться к совершенному. При этом он не станет совершенным, не станет Богом. Гордыня поставит его на подобающее место - к разбитому корыту.

Третий итог: Пентадный метод познания позволяет не СУДИТЬ человека (осуждать и за болезнь, моральное преступление), а делать СУЖДЕНИЕ о его жизни как Личности. Если получено глубокое, содержательное, полное и честное суждение о жизни, которая есть борьба и примирение противоположностей, то такое суждение позволит человеку-клиенту ПОДНЯТЬСЯ над любой личной проблемой (трагедией, несчастьем, неудачей, кризисом, болезнью), заглянуть ДАЛЬШЕ этой проблемы, увидеть другую цель, другую ценность. Эта другая ценность даст возможности роста личности, организует жизнедеятельность по-новому, возможно - к лучшему!

В.Ю.Завьялов