|
"Святая Пятерня"
Речь пойдёт о том, что в дианализе называется "пентадой".
Это вообще то логическая конструкция, но мы сейчас не будем никого пугать диалектическими повотами мысли, а
обратимся к очевиднейшему факту нашей обыденной, можно скать - бытовой, жизни - обладанию руки с пятью пальцами.
Чего проще - посчитать пальцы на одной руке! Насколько мне помнится, этому учит мама в возрасте 2-3 лет!
Наличие пятерни является фундаментальнейшим обстоятельством нашей личной жизни.
Всё может измениться, а вот количество пальцев на одной руке никогда не меняется.
Не сосчитать всех обстоятельств, в которых наличие пяти пальцев спасает нас от совращения, от повреждения, даже от гибели.
Я сейчас отбрасываю редкие случаи утраты пальчиков.
Но даже утрата пальца не устраняет из сознания этой константы - на руке должно быть пять пальцев.
Пять пальцев - это самая примитивная и естественная константа в нашей жизни.
Всё можно пересчитать, используя пальцы в качестве инструмента счёта. Всё, что можно пересчитать до пяти, прихватывается этими же пятью пальцами - пятерней.
Пентадная символика руки
Итак! Вот рука, на ней пять пальцев. Что это может значить?
Вспомним первую математичесую игру про то, кому "сорока-воровка" дала, а кому не дала каши.
Игра начинается с центра ладошки, где "варится кашка". В нашей игре центр ладони будет обозначать "Центрированное Внимание".
В центре ничего нет. Нет никакой работы мысли - просто "варит котелок". В нём происходит "таинство зачатия мысли".
Сначала "кашу" получает большой палец. Это - Единое или полагание чего-то. Когда люди поднимают вверх большой палец,
а остальные складывают в кулак, то этот международный жест обозначает принятие: "Класно!", "Здорово!", "Так!", "Хорошо!"
. Такое простое принятие без всяких оговорок, исследования-расследования. Вот так и нужно сердечно принимать личность человека!
Указательный палец указывает на что-то! Чтобы на что-то указать, надо вначале распознать "это", т.е. определить границы предмета.
Это в пентаде называется - разграничение или "Множество". Неисчислимо количество вещей и деталей, на которые можно "навести" указательный палец, а вместе с ним и наше внимание.
Но всё в жизни подвержено непрерывной эволюции, всё непрерывно развивается, становится другим, оставаясь тем же самым!
Это - Становление - умение видеть предмет в динамике, движении!
Безымянный палец будет в нашей знаковой системе обозначать Факт или Ставшее. Наденем на палец кольцо, которое будет свидетельствовать о действительном Факте,
о том, что превратилось в осязаемую реальность.
Наконец, мизинец. Этот пальчик "почти ни к чему". Его оттопыривали "для форсу"
в старые добрые времена пышных "кустодиевских купчих" когда пили чай. Мизинец не становился "держателем", ни на что не указывал, однако, символизировал
некий скрытый смысл происходящего, какой-нибудь гламурный контекст обыкновенной бытовой ситуации - чаепития. В нашей системе мизинец и будет выполнять роль Символа.
Чтоже такое Символ в самом обобщённом и точном понимании? Символ есть "инобытие смысла". Некая вещь может нести на себе не свой собственный смысл, а смысл совсем другой вещи или ситуации.
При этом и сама вещь, и то, на что указывает эта вещь никак не связаны друг с другом, друг друга не объясняют, имеют свои собственные источники смысла.
Вещь имеет свой источник смысла, но взятая как Символ, та же вещь указывает на иной источник смысла. Этот смысл и является "иным". Он пребывает на вещи, но это его "инобытие".
|
Итак, что такое "пентада"?
Чтобы познаваемый предмет в процессе познания остался тем же реальным предметом, а не превратился в пустую смысловую оболочку, «только лишь словом»,
чтобы этот предмет как часть мира, из которого он вырван мышлением, не был бы подменен другим объектом, этот Предмет Мысли следует мыслить одновременно в пяти ипостасях:
1) Как нечто одно, взятое без всяких определений, без познания, «взятое сердцем».
2) Как нечто совершенно определенное, взятое в своих четких границах и ограничениях.
3) Как нечто постоянно меняющееся, исчезающее и вновь появляющееся, непрерывно развивающееся, становящееся другим, но остающееся тем же самым.
4) Как нечто, воплотившееся в тело, факт, материю, ставшее «иным» для себя.
5) Как нечто, никогда нестановящееся, а пребывающее в своей потенции, еще не воплотившееся, как замысел или как символ.
Если мы так мыслим предмет, то тогда мы сможет его "ухватить", также как всей пятерней мы может схватить реальный предмет и удерживать его для полного осознания, познания и использования.
Ум человеческий можно уподобить руке. У человека и рука должна быть умной, и ум - "рукастым", т.е. деятельным, цепким, ладным, умелым. Говорят же: "Схватить или охватить умом".
Ум нужен человеку, чтобы "цепляться" за саму реальность, а не за тени, которые реальность отбрасывает в его сознание.
В.Ю. Завьялов |
|
|