Дианализ

Перейти к содержимому

Главное меню

Досифей

О дианализе > Феномены

О рясоформном монахе Досифее (Досифеи) см. фильм Досифей
    В пещерах рождается умственный свет (текст из книги "У смерти твои глаза", размышления о никтофобии)
Темнее всего в пещерах. Там темно и тихо. «Звучать» могут только собственные мысли, собственное тело, шевеление тела. Здесь в подземелье уже не важно — ночь или день сейчас, темнеет или светает. Здесь вечная темнота. Здесь царствует страх темноты — ахлуофобия. Люди с ахлуофобией вылетают из темных пещер, как пробки из бутылок с шампанским, впереди собственного визга. Их охватывает панический страх, ужас того, что темнота может «проглотить» их.  Это – самый древний человеческий страх, связанный с опытом наших далеких предков. Миллионы лет назад прачеловеков поглощали разные динозавры и другие крупные животные. «Поглощали» земля и вода — разбушевавшаяся стихия; «поглощала» тёмная ночь, «тёмные аллеи», тёмные пещеры, тёмные ущелья. Человеку не надо учиться бояться темноты. Он рождается с этим страхом и всю жизнь его преодолевает в прямом и переносном смысле.
 Загадка монаха Досифея
В переносном смысле страх темноты есть страх незнания, страх неведомого, непознанного. Этот вид страха толкает человека к познанию мира, разжигает любопытство. Непознанный и не названный объект не существует для нашего сознания — он в небытии. Познание и именование порождает объект. Нет познания и именования мира, нет (для сознания) и самого мира. На слове, на разуме держится весь мир. Не на слонах и черепахах, а на Слове: вначале было Слово и было оно у Бога.
Страх неведения для человека сильнее, чем страх темноты. В темноте физической человек может жить, а вот в темноте духовной, интеллектуальной, психической — нет. Умственная темнота для человека сравнима с состоянием комы, бессознательным состоянием: полный умственный мрак, в котором неразличимы ни границы себя, ни границы мира, ни границы света и тьмы. Человек, живущий в коме, живёт ли он как человеческая личность? Современная характеристика и определение смерти человека: если мозг не функционирует, то есть погружен в полную темноту, то такой человек признаётся современной медициной мёртвым, хотя тело его может жить ещё долго, многие годы и даже десятилетия. Живое, но бездушное тело, не считается человеком! Человек без какого-то осознания, какого-то «света» внутри, не может существовать.
Монахи Киево-Печерского монастыря, наверное, первые открыли это свойство человека разумного — создавать свет в душе.
Пещерный монастырь. Монахи живут глубоко под землей, в кельях-норах. Рядом с ними покоятся тут же захороненные останки монахов, живших под землёй и умерших здесь же. Всё равно, что жить на кладбище, только не наверху, где «всё спокойненько, всё пристойненько», а под землей, рядом с покойниками.
Что же происходит с людьми, добровольно ушедшими под землю? Происходит, как показал многовековой путь русского монашества, духовное созревание человека. Так же, как вино медленно созревает в подземелье вдали от солнечного света, так и человек может духовно созреть, сидя в полной темноте и уединении и предаваясь молитвам.
 Случай в подземелье
Монах Досифей особенно прославился своей истинной верой и мудростью. Человек просидел под землёй десятки лет, не выходил на поверхность, но знал о людях, о жизни, о божественной благодати больше, чем те, кто каждый день видел свет и ясный облик видимого мира, кто ежедневно собирал разнообразные сведения о мире, пополнял знания из книг и разговоров с людьми. К Досифею приезжали знатные люди посоветоваться по самым разным вопросам, и монах давал мудрые советы, а главное — точно понимал состояние своих собеседников. Откуда такое знание людей и их дел? Только из опыта постоянного самонаблюдения, самопознания, честного и смелого самоисследования.
Когда Досифей умер, дожив до преклонных лет, оказалось, что это был не мужчина-монах, а женщина-монах! Сколько же Досифею пришлось преодолеть в себе соблазнов, чувств, желаний, побуждений, слабостей, наконец, женской логики (!), чтобы стать мудрым старцем? Загадка.

Запирать детей в тёмном чулане — дикость и варварство. Ребёнок не готов «дозревать» духовно в такой обстановке. Скорее всего, он на всю жизнь запомнит перенесенный им шок и будет панически бояться темноты (ахлоуофобия) и замкнутых пространств (клаустрофобия). У меня было много пациентов с разными расстройствами, которых в детстве родители запирали или пытались запереть в тёмный чулан в качестве наказания за провинность. Никогда я не слышал, чтобы родитель шёл вместе со своим ребенком в темноту чулана, как шёл Ян Корчак со своими воспитанниками в крематорий концлагеря!
А если бы пошёл, то дал бы своему ребёнку ценный опыт осмысленного погружения в темноту, в которой можно попытаться разглядеть свечение собственного разума, свет ума, данного природой или от Бога.
Раньше Досифея, до христианства, первый европейский философ Пифагор добровольно заточил себя в подвал собственного дома на целых три года для того, чтобы сосредоточиться в тишине и темноте на самом главном, оторваться от мельтешения мира и суеты быта. Он почти сходил с ума, он дичал, он был на грани морального краха. Но он выдержал испытание темнотой и одиночеством. Наградой ему было то, что он услышал музыку сфер, музыку космоса, космическую гармонию. С ним говорили числа. Он научился их слышать.

Поиск
Назад к содержимому | Назад к главному меню