Стресс – базовые концепции1.Объяснение стресса с точки зрения физиологических теорий: Возбуждение, увеличивающее когнитивную и физиологическую активность. Стрессоры – стимулы, которые требуют от системы высокой активности. 2.Теория Селье – Эустресс и Дистресс: Эустресс – положительный опыт успеха, за которым следуют большие ожидания. Дисстрес – разочарования, неудача, угроза и другой негативный опыт. 3.Различе в Управлении стрессом и редукцией стресса: Редукция стресса – уничтожение источника стресса путем изменений ситуации и принятия соответствующих действий. Управление стрессом – реинтерпретация, реструктурирование, рефрейминг. 4.Разграничение между Стрессом,Стрессором, Стресс-реакцией, Напряжением: Стресс – это общее понятие, описывающее нагрузку на систему из-вне. Стрессор – специфическая проблема, вызов, конфликт (внешний и внутренний). Стресс-реакция – индивидуальная реакция на определенный Стрессор. Напряжение – пролонгированное воздействие стрессора на систему, перегрузка, утомление, предрасположение к болезни. 5.Стрессовая реактивность с точки зрения сердечно-сосудистой системы: «Реакторы» - индивидуальный профиль кардиоваскулярных реакций на стресс. Изменение периферического сопротивления сосудов на стресс. Группа риска – люди с преувеличенными реакциями на минимальный стресс. 6.Стереотип Стресса: Уникальная реактивность, сравнимая с отпечатком пальца. Кардиоваскулярные реакции (АД, сердечный ритм). Мышечное напряжение. Реакция периферии (потливость, покраснение или бледность, похолодение). 7.Потенциальные преимущества обучения Управлением стрессом для индивида: 8.Ставить реальные задачи и цели при управлении стрессом в организациях: Это даст уменьшение текучести кадров. Уменьшит потери из-за нетрудоспособности. Уменьшит количество конфликтных ситуаций. Повысит работоспособность, уменьшит травматизм и ошибочность действий. 9.Объяснение ограничений управления стрессом: Нет никаких гарантий того, что риск заболеваемости будет значительно снижен, но можно прогнозировать профилактику многих инфекционных и хронических болезней. Нет гарантий того, что болезни будут излечены, (спонтанные ремиссии могут вызываться стрессом, но не обязательно возникают под действием стресса). Нет гарантий, что все будут хорошо обучаться – могут помешать личностные особенности, привычки, образование и пр. Потенциальный риск ухода от других психологических проблем (симптомы стресса могут быть первыми проявлениями более серьезных психологических расстройств. 10.История учения о стрессе: Вальтер Кенон («Уход или борьба») 11.Идентификация физических сигналов и симптомов стресса: Ускоренное сердцебиение, повышение АД, потливость рук, стеснение в груди, напряжение мышц шеи, спины, челюсти, головная боль, диарея, запор, учащенное мочеиспускание, дрожь, подергивание мышц, заикание и другие затруднения речи, головокружение, тошнота, нарушение сна, усталость, поверхностное дыхание, сухость во рту и горле, подверженность болезням, холодные руки, зуд, хроническая боль и др.12.Идентификация эмоциональных признаков и симптомов стресса: Раздражительность, приступы гнева, враждебность, депрессия, ревность, беспокойство, тревожность, сниженная инициатива, чувство нереальности происходящего, сверхнастороженность, уход в себя, снижение интереса, слезливость , критическое отношение к другим людям, кошмары, нетерпимость, неверие в позитивные возможности, навязчивые мысли, понижение самоуважения, бессонница, изменение привычек питания, снижение положительных эмоциональных реакций.13.Идентификация когнитивных признаков и симптомов стресса: Забывчивость, озабоченность, торможение мышления, нарушение глазомера, увеличение или уменьшение функции воображения и фантазирования, снижение креативности, рассеянность, невнимание к деталям, низкая продуктивность, ориентация на прошлое, пониженная психомоторика, невнимательность, дезорганизация мышления, негативная самооценка, потеря смысла жизни, потребность в слишком большом контроле, негативные утверждения, негативная оценка опыта. 14.Идентификация поведенческих признаков стресса: Повышение потребности в курении сигарет, агрессивное поведение при управлении автомобилем, повышение потребления алкоголя, потребление наркотиков, беспечность, переедание или недоедание, беспокойство, вандализм и общая враждебность, повышение риска травматизма, нервный стресс, компульсивное поведение, нетерпение. 15.Стресс и психические и физические болезни; Различие между симптомами стресса и симптомами болезни – необходимость профессиональной диагностики. «Красные флашки» - симптомы хронических болезней. Медицинское освидетельствование Понимание ограничений (границы возможностей как Учитель, не приписывать симптомы только стрессу. Не делать поспешных выводов и не принимать необдуманных решений. 16.Влияние культурных, возрастных и половых факторов на подверженность стрессу: Культурные факторы – самооценка, ценности, экстраверсия, интраверсия. Возрастные факторы – детская уязвимость, группы риска у пожилых людей. Мужчины – сердечно-сосудистные болезни, стоицизм, гнев, враждебность. Женщины – рак, расстройство иммунной системы. 17.Различия между Дефензивным и Справляющимся поведением (копинг). Дефензивное поведение (обычная защита): Регрессия (блокировка) Отрицание (отказ принимать)Перемещение (вымещать на других) Проекция (обвинение других) Рационализация («экскьюзы», оправдания) Стратегии справляющегося поведения : Позволить прошлому пройтиПоддержание надежды на лучшее Вымещение на «боксерском мешке» Помогать другим справляться с трудностями Реструктуризация происходящего |