Стресс – базовые концепции

1.Объяснение стресса с точки зрения физиологических теорий:

•  Возбуждение, увеличивающее когнитивную и физиологическую активность.
•  Стрессоры – стимулы, которые требуют от системы высокой активности.

2.Теория Селье – Эустресс и Дистресс:

•  Эустресс – положительный опыт успеха, за которым следуют большие ожидания.
•  Дисстрес – разочарования, неудача, угроза и другой негативный опыт.

3.Различе в Управлении стрессом и редукцией стресса:

•  Редукция стресса – уничтожение источника стресса путем изменений ситуации и принятия соответствующих действий.
•  Управление стрессом – реинтерпретация, реструктурирование, рефрейминг.

4.Разграничение между Стрессом,Стрессором, Стресс-реакцией, Напряжением:

•  Стресс – это общее понятие, описывающее нагрузку на систему из-вне.
•  Стрессор – специфическая проблема, вызов, конфликт (внешний и внутренний).
•  Стресс-реакция – индивидуальная реакция на определенный Стрессор.
•  Напряжение – пролонгированное воздействие стрессора на систему, перегрузка, утомление, предрасположение к болезни.

5.Стрессовая реактивность с точки зрения сердечно-сосудистой системы:

•  «Реакторы» - индивидуальный профиль кардиоваскулярных реакций на стресс.
•  Изменение периферического сопротивления сосудов на стресс.
•  Группа риска – люди с преувеличенными реакциями на минимальный стресс.

6.Стереотип Стресса:

•  Уникальная реактивность, сравнимая с отпечатком пальца.
•  Кардиоваскулярные реакции (АД, сердечный ритм).
•  Мышечное напряжение.
•  Реакция периферии (потливость, покраснение или бледность, похолодение).

7.Потенциальные преимущества обучения Управлением стрессом для индивида:
•  Узнавать и реагировать на первые сигналы перегрузки (головная боль, усталость).
•  Изучить новые модели управления стрессом и выбрать подходящие для себя.
•  Осознать непосредственные физиологические проявления стресса.
•  Распознавать и реагировать на эмоционально негативные явления в жизни.
•  Научиться распознавать речевые модели напряженности.
•  Овладеть более эффективным стилем дыхания (дышать животом).
•  Найти способы применять все предупреждающие сигналы с целью снизить влияние стрессоров.

8.Ставить реальные задачи и цели при управлении стрессом в организациях:

•  Это даст уменьшение текучести кадров.
•  Уменьшит потери из-за нетрудоспособности.
•  Уменьшит количество конфликтных ситуаций.
•  Повысит работоспособность, уменьшит травматизм и ошибочность действий.

9.Объяснение ограничений управления стрессом:

•  Нет никаких гарантий того, что риск заболеваемости будет значительно снижен, но можно прогнозировать профилактику многих инфекционных и хронических болезней.
•  Нет гарантий того, что болезни будут излечены, (спонтанные ремиссии могут вызываться стрессом, но не обязательно возникают под действием стресса).
•  Нет гарантий, что все будут хорошо обучаться – могут помешать личностные особенности, привычки, образование и пр.
•  Потенциальный риск ухода от других психологических проблем (симптомы стресса могут быть первыми проявлениями более серьезных психологических расстройств.

10.История учения о стрессе:

•  Вальтер Кенон («Уход или борьба»)
•  Ганс Селье («Синдром общей адаптации»)
•  Джон Мейсон (Специфические и неспецифические реакции на стресс)
•  Ричард Лазарус («Одобрение и справляющееся поведение»-коопинг)

11.Идентификация физических сигналов и симптомов стресса:

•  Ускоренное сердцебиение, повышение АД, потливость рук, стеснение в груди, напряжение мышц шеи, спины, челюсти, головная боль, диарея, запор, учащенное мочеиспускание, дрожь, подергивание мышц, заикание и другие затруднения речи, головокружение, тошнота, нарушение сна, усталость, поверхностное дыхание, сухость во рту и горле, подверженность болезням, холодные руки, зуд, хроническая боль и др.

12.Идентификация эмоциональных признаков и симптомов стресса:

•  Раздражительность, приступы гнева, враждебность, депрессия, ревность, беспокойство, тревожность, сниженная инициатива, чувство нереальности происходящего, сверхнастороженность, уход в себя, снижение интереса, слезливость , критическое отношение к другим людям, кошмары, нетерпимость, неверие в позитивные возможности, навязчивые мысли, понижение самоуважения, бессонница, изменение привычек питания, снижение положительных эмоциональных реакций.

13.Идентификация когнитивных признаков и симптомов стресса:

•  Забывчивость, озабоченность, торможение мышления, нарушение глазомера, увеличение или уменьшение функции воображения и фантазирования, снижение креативности, рассеянность, невнимание к деталям, низкая продуктивность, ориентация на прошлое, пониженная психомоторика, невнимательность, дезорганизация мышления, негативная самооценка, потеря смысла жизни, потребность в слишком большом контроле, негативные утверждения, негативная оценка опыта.

14.Идентификация поведенческих признаков стресса:

•  Повышение потребности в курении сигарет, агрессивное поведение при управлении автомобилем, повышение потребления алкоголя, потребление наркотиков, беспечность, переедание или недоедание, беспокойство, вандализм и общая враждебность, повышение риска травматизма, нервный стресс, компульсивное поведение, нетерпение.

15.Стресс и психические и физические болезни; Различие между симптомами стресса и симптомами болезни – необходимость профессиональной диагностики.

•  «Красные флашки» - симптомы хронических болезней.

•  Медицинское освидетельствование
•  Понимание ограничений (границы возможностей как Учитель, не приписывать симптомы только стрессу.
•  Не делать поспешных выводов и не принимать необдуманных решений.

16.Влияние культурных, возрастных и половых факторов на подверженность стрессу:

•  Культурные факторы – самооценка, ценности, экстраверсия, интраверсия.
•  Возрастные факторы – детская уязвимость, группы риска у пожилых людей.
•  Мужчины – сердечно-сосудистные болезни, стоицизм, гнев, враждебность.
•  Женщины – рак, расстройство иммунной системы.

17.Различия между Дефензивным и Справляющимся поведением (копинг).

•  Дефензивное поведение (обычная защита):

Регрессия (блокировка)

Отрицание (отказ принимать)
Перемещение (вымещать на других)
Проекция (обвинение других)
Рационализация («экскьюзы», оправдания)

•  Стратегии справляющегося поведения :

Позволить прошлому пройти
Поддержание надежды на лучшее
Вымещение на «боксерском мешке»
Помогать другим справляться с трудностями
Реструктуризация происходящего