___________________________________________________
 

Схема-протокол интервью Гарри Стак Саливена

Г.С.Салливен написал специальную книгу о психиатрическом интервью ( The psychiatric interview , 1954), в которой дал подробное описание 4 фаз интервью:

1) Формальное начало. Знакомство, установление контакта глазами, рассказ консультанта о себе – «профессиональное самораскрытие», выяснение причин прихода и «информированное согласие». Общая цель – уменьшение трудностей, которых клиенту и так хватает, облегчение принятия помощи.

2) Рекогносцировка. Салливен использует термин военной разведки, что очень точно обозначает эту раннюю стадию интервью, которая начинается после примерно такого ответа клиента: «Хорошо, доктор. Теперь я знаю, зачем я к вам пришел». Вот тут доктор, как заправский разведчик должен продолжить: «Отлично. Так кто же Вы на самом деле?». Цель разведки – получить краткую историю жизни клиента. Инициатива предоставляется ему. Клиент может раскрыть темы переживаний. В какой-то момент, наслушавшись клиента, доктор может обобщить результаты рекогносцировки и рассказать клиенту, что он собственно услышал, как увидел жизненную ситуацию и как понял проблему.

3) Детальная разработка, расследование. На этой фазе необходимо превратить впечатление от клиента в гипотезу, гипотезу – тестировать, справиться с тревогой клиента и попытаться усилить самоуважение клиента. В этой фазе интервью представляется процессом изменения установок, ориентации, аттитьюдов. Очень важно – это вытекает из межперсональной теории расстройств Салливена – наблюдать саму межличностную ситуацию (принцип «диады» в дианализе), постоянно тестировать гипотезы-впечатления (принцип «диагнозиса»), наблюдать «улучшение» и «ухудшения» ситуации, моделировать затруднения и выход из затруднений, используя сослагательное наклонение «как если бы».

4) Терминация, окончание интервью. Четыре шага в этой четвертой стадии гарантируют достижение главных целей: Финальное утверждение («выводы»); Предписание действий, которого консультируемый будет с этой минуты придерживаться; Финальная оценка вероятных эффектов на жизнь клиента в результате этих предписаний и нового поведения; Формальное расставание.