Осознание


Достижение более полного осознания собственной жизни, собственных отношений с другими людьми, собственной личности в её историческом и содержательном аспектах – задачи, которые преследовали различные школы психотерапии, начиная с аналитических и заканчивая когнитивно-поведенческими. Расширение сознания-осознавания есть цель любой психотерапии, включая и дианализ.

Если для психодинамических школ «осознавание» есть расширение осознания бессознательного, то в дианализе общее определение «осознания» такое: увеличение логической связанности психического опыта («логические скрепы Бытия» по А.Ф.Лосеву).

Сам термин «сознание» указывает на то, что некая деятельность сопровождается осмыслением-пониманием, знанием, самопознанием какой-то деятельности - если нет вообще никакой деятельности, то нет и сознания. Сознавать – знать то, что именно в данный момент делается. В картоиде «процессы психики» представлена диалектика психических процессов по А.Ф.Лосеву (лингво-философский анализ имени): осознание раздражения даёт «ощущение»; осознание ощущения даёт «восприятие»; осознание восприятия даёт «представление»; осознание представления даёт «мышление»; осознание мышления даёт «сверхумное мышление» (мета-мышление). Структура сознания, таким образом, есть иерархия уровней знания: всякое знание есть осознание, самопознание нижнего уровня бытия.

На схеме «сознание и реальность» графически изображена ситуация «диссоциации сознания», когда силы связи почему-то ослаблены и на «расколе» появляются две сильнейших негативных эмоции: страх и фрустрация. Эти главные «враги счастья» и являются мишенью для психотерапевтического вмешательства – никто в состоянии радости, удовлетворения или спокойствия к психотерапевту не обращается!

Дианализ, как видно из этих схем, идёт в направлении большей связанности, большей структурной сложности (системности) и более чёткой иерархии разумной, осмысленной, сознательной жизни личности.

назад