Трансформация симптома


Трансформация симптомов в дианализе есть результат их логического разложения (со стороны терапевта) и личностной переработки (со стороны клиента). Симптом не убирается и не отменяется. Когда говорят, что проблема или симптомы неблагополучия "проходят", "исчезают", "редуцируются", "купируются", то это означает лишь метафорическое выражение феномена трансформации симптома. Поскольку в глубинной основе любой симптом есть проявление личности (личностной потребности), то симптом может только трансформироваться в иную форму, в иное выражение и проявление личности. Результатом терапии является и изменение симптомного поведения, и изменение в жизни личности одновременно: одно без другого невозможно. В техническом отношении со стороны терапевта стратегия переработки симптома - его логическое разложение суперкатегориями Сущность, Тождество, Различие, Движение, Покой ("дианалитический крест").
"Эти категории «разлагают» любое понятие или «предмет мысли», включая и симптом, который в дианализе в момент его ментальной обработки в голове консультанта также понимается как «понятие» или «предмет мысли». Сущностью любого симптома является «жизнь личности» (болезнь, по определению Маркса, есть «ограниченная в своей свободе жизнь» ). Сам по себе симптом «живёт» только на страницах специальных книг и в речах специалистов, т.е. «в семантических полях» различных интеллектуально-экспертных систем. В живой личности симптом есть внешнее выражение внутреннего смысла жизни этой личности.
Симптома вне личности не бывает. Симптом тождественен самому себе и отличается от себя самого, поскольку проявляется в разных контекстах по-разному – в некоторых контекстах он принимает безусловно положительное значение. Симптом тождественен самой личности, но и отличается от личности. В симптоме заключён сжатый смысл всей личности («самотождественное различие»). Симптом постоянно меняется (движение), трансформируется, но он остаётся в памяти и сознании клиента, как нечто неменяющееся (покой), как закреплённое в именовании выражение («подвижной покой»). Чтобы схватить смысл симптома, следовательно, надо одновременно мыслить его всеми пятью категориями по «лосевской формуле»: СамоТождественное Различие Подвижного Покоя, взятое как Сущность."
(см. В.Ю.Завьялов Что такое дианализ?:методические рекомендации. - Новосибирск, Издательский дом "Манускрипт", 2005.- 52 с.).

назад