Жалоба


Жалоба – заявление о нарушении привычного порядка в самочувствии, настроении, самоощущении, поведении, неуспехе в каком-то предприятии и т.д. Жалоба, как это принято в психиатрии, отражает критические способности человека оценивать норму, сравнивать своё состояние с эталонным – «как было раньше», с тем, что было когда-то, а «сейчас такого уже нет». В этом смысле жалоба относится к категории «утраты». Человек утрачивает привычное состояние нормы, поэтому и жалуется. В обычном нормальном состоянии нет боли, нет нарушений функций, всё получается, чему обучен. Как только возникают нарушения функционирования, человек начинает испытывать дискомфорт и сообщает об этом другому человеку. Себе самому жаловаться бессмысленно, поэтому жалоба есть коммуникация . Поскольку жалоба есть сообщение другому человеку, то в ней есть главный смысл сообщения – попытка повлиять на того, кто эту жалобу принимает. Жалоба в социальном контексте есть «обращение в государственный орган или к должностному лицу по поводу нарушения прав или охраняемых законом интересов гражданина, компании, общественной организации». Наиболее развита форма жалобы в судебных разбирательствах. Правильно оформленная кассационная жалоба, например, может повлиять на исход дела, следовательно, определяет судьбу человека. Жалоба в медицинском и психологическом контексте есть сообщение о нарушении функционирования, которое должно спровоцировать дачу помощи. Кто не ищет помощи, тот ни на что не жалуется.

 

назад