На главную
ДИАНАЛИТИЧЕСКАЯ АМПЛИФИКАЦИЯ
назад
 

Сокращённый вариант 5 главы «Элементарного учебника дианализа»,
ссылки, комментарии и приложения см. в ученике

 

Завьялов В.Ю.

8. Творческое расширение

Амплификация – творческое расширение смысла того, что происходит в жизни клиента. Если привычная, знаемая (и часто нелюбимая) биография клиента есть всего лишь версия, рассказанная не бесстрастным свидетелем (пристрастное самосвидетельство!), то есть и другие, не менее  правдивые версии той же самой истории жизни!
А что же такое реальная действительность? В дианализе используется такая формула полного определения реальной действительности:

  1. то, что было;
  2. то, что есть;
  3. то, что будет;
  4. то, чего не было;
  5. то, чего нет;
  6. то, чего никогда не будет;
  7. все шесть «то» вместе.

Соединив все эти позиции в отношении конкретной личности, мы получаем «чудесную личностную историю, данную в словах», то есть персональный миф. В самом деле, 4, 5 и 6 пункты целиком и полностью относятся к потенциально возможному, к чистому смыслу. Этот «чистый смысл» и есть творческое расширение первых трех моментов личностной истории.

Пример 5.4.
Предприниматель-«женоненавистник», 35 лет, весьма сообразительный и опытный во многих отношениях, в том числе в вопросах психологии семейной жизни и «психоанализа детских травм». Он не живет с третьей по счету женой из-за «скверного характера женщины», а также отсутствия у него самого «положительного образца любви родителей». Беседа ведется в комнате, которую клиент купил специально для себя, чтобы быть автономным. Это его «реабилитационный центр». На одной стене фотообои «Осень», на противоположной — «Море утром. Легкий бриз». В комнате большая тахта, музыкальный центр, телевизор с видеомагнитофоном, сервировочный столик на колесах, чайник с термосом. Есть пара книжек и тетрадь для записей.
- Я никогда не видел целующихся родителей, они не проявляли никакой любви друг к другу. Где, спрашивается, я мог, будучи ребенком, научиться любви? Где ваш пресловутый импринтинг? Так, кажется, называется «впечатывание образцов поведения в раннем детстве»?
- Скажите, а вы в детстве часто бывали на улице, вне дома?
- Да, условно говоря, я был «уличным пацаном», часами играл с ребятами во дворе. Уже  в возрасте пяти-шести лет был предводителем детских групп…
- Вы были на улице, вне дома, а родители чем занимались в ваше отсутствие?
- Как чем? Своими делами!
- Этими делами могли быть любовные утехи, но вы их никогда не видели. От вас это, скорее всего, скрывали.
- ??
(Клиент с удивлением «всматривается» куда-то «в прошлое».)
Далее, после того, как клиент «увидел» сцены любви в родительской спальне, в беседе были уточнены новые для клиента смыслы его бурной уличной жизни в детстве. К первому моменту его психобиографии, к «тому, что было», прибавилось «то, чего не было, но могло быть», которое мгновенно стало «тем, что есть». При обсуждении этих новых «кадров» его персонального «фильма» прорисовался и шестой момент — «то, чего никогда не будет» с его родителями, но есть как смысл и внутренний образ. Творческое расширение этой части личной истории данного клиента привело его к возвращению домой, к «скверной жене». Катамнез — семь лет. Живет с женой, которая на самом деле оказалась не такой уж и скверной женщиной, доволен жизнью
.

НАЗАД  ВПЕРЕД