На главную
ДИАНАЛИТИЧЕСКАЯ АМПЛИФИКАЦИЯ
назад
 

Сокращённый вариант 5 главы «Элементарного учебника дианализа»,
ссылки, комментарии и приложения см. в ученике

 

Завьялов В.Ю.

7. Диверсификация личностной истории

Диверсификация — седьмой принцип дианализа. «Смена личной истории» или создание новой психобиографии – одно из конкретных проявлений  диверсификации. Дианалитический смысл этого процесса заключается в интегрировании двух версий  личной истории: что было («биография») и что могло бы быть («миф»).
В экономической жизни термин «диверсификация» обозначает размещение капитала в разных сферах производства или услуг, либо перемещение капитала в перспективную отрасль. Метафорически можно сказать, что наработанный  личностный «капитал» (мысли, чувства, позитивный опыт, мудрость, опыт ошибок и травм) вкладывается в новые для конкретной личности сферы социального бытия.
В диверсификации необходимо различать два независимых, но слитых на первый взгляд процесса:

  • интерпретация «судьбы» и составление «версии» биографии;
  • саморазвитие дополнительной мифической версии.

То, что любая «история» — это всегда версия, не нужно и обсуждать. Достаточно вспомнить, например, известный фильм «Расемон» Акиро Куросавы по новелле Акутагавы.

Кинопример 5.3.
Действие фильма происходит в древней Японии. В лесной чаще совершается преступление: убит самурай и изнасилована его жена. Что же на самом деле произошло в лесу? На суд зрителей выносятся четыре версии произошедшего. Каждую версию рассказывает один из четырех свидетелей преступления. Разбойник Тадземару рассказывает о том, как он проявил свое разбойничье благородство и победил в честной схватке, как сильнейший. Обесчещенная вдова Кие рассказывала о том же по-другому: она выбрала меньшее из зол и, спасая мужа, отдалась разбойнику. Дух самурая Мори, вызванный «для следствия» колдуньей, говорил о вине жены, ставя под сомнение ее слова. Свидетель-дровосек Симура разоблачает пафос сказанного каждым из участников события и предлагает свою версию.

Четырежды умирает от колотой раны самурай Мори, и каждый раз это новая история. А если бы было больше свидетелей и рассказчиков? Тогда было бы столько историй-версий, сколько рассказчиков. Истина непостижима. Предательски гостеприимная листва смыкается над головами героев, поглощая их, как чрево животного.
Версия. Что же это такое? Латинский глагол verso переводится как «вертеть, вращать, обдумывать». Этимология термина «версия», следовательно, включает что-то похожее на обдумывание событий, «вращение» их в голове. Версии, которые высказывали свидетели убийства самурая Мори, есть результат обдумывания, «верчения в голове» деталей наблюдаемых ранее событий. Все это происходило под крышей древнего храма, где сидели трое мужчин и пытались разобраться, кто врет, а кто говорит правду. Всех загнал под крышу храма проливной дождь. Он, казался бесконечным, как бесконечен поиск истины!

Всякое выслушивание историй в консультировании и психотерапии очень похоже на сцены из фильма «Расемон», когда участники событий, пытаясь рассказать «правду» о том, что произошло, выдвигают разные версии. Всякая история, рассказанная клиентом, всегда — версия каких-то недоступных для исследования событий. Пересказанная аналитиком история его клиента — версия в квадрате, или версия версии! Каков вывод из этого? Следует отбросить всякие надежды узнать «правду и ложь», «как на самом деле это было». Надо просто работать с сюжетом.

НАЗАД  ВПЕРЕД