На главную
ДИАНАЛИТИЧЕСКАЯ АМПЛИФИКАЦИЯ
назад
 

Сокращённый вариант 5 главы «Элементарного учебника дианализа»,
ссылки, комментарии и приложения см. в ученике

 

Завьялов В.Ю.

6. Личность как саморазвертывающийся миф

«Чудесная история личности» в дианализе именуется для краткости «персональным мифом». В соответствие с лосевской интерпретацией миф понимается как «саморазвертывающийся смысл». Сам термин  «персональный миф» надо воспринимать как один из парадоксов дианализа — оксюморон, в котором соединяется несоединимое: «персона» и «миф». Понятие «персона» происходит от латинского «persona», означавшее маску, которую надевали на себя античные актеры во время представления. Персона — это та «маска», то есть внешний облик, который принимает на себя человек, оказавшийся во внешнем мире. Со времен психоаналитических открытий «персоной» называют «фальшивое я», то есть ту часть психической жизни, которая «повернута» к ближайшему окружению и больше отражает потребности этих «значимых других», а не истинные потребности человека. Знать бы еще, что такое «истинные потребности» человека!

Юнгианская трактовка «персоны» иная. Персону не рассматривают как «патологически унаследованную или фальшивую». Скорее всего это – «социальный архетип», который облегчает взаимоотношения и культурный обмен между людьми. Через «персону» (социальные роли) реализуется взаимопонимание и взаимопринятие людей, участников социально-культурного процесса.

Идентификация с персоной в юнгианском анализе интерпретируется как «психологическая ригидность» или «хрупкость». Человек в этом состоянии слишком ориентирован на внешние обстоятельства и не способен реагировать на внутренние («мифические») события. Сам Юнг считал «персону» посредником между эго и внешним миром (архетип анима/анимус — посредник между эго и внутренним миром).

Юнговская трактовка термина «персона» весьма существенно повлияла на понимание всего, что относится к «персональному» в современной психотерапии. Прежде всего это касается понимания ограничений, в которых живет любой человек. Это – его «шкура», сменить или «сбросить» ее, как это делает герои волшебных сказок, можно только с согласия высших сил!
В дианализе понятие «персональный миф» есть синтез индивидуальных ограничений и универсальных, всечеловеческих смыслов, выраженных в мифе. Индивидуальные ограничения связаны с реально-вещественными осуществлениями конкретной личности, которые можно описать с помощью понятия «персона» или «личина», «лик», внешний облик человека. Универсальные, вечные, культурные смыслы могут быть воплощены во все человечество и только средствами мифа (идея личностного Всеединства В.Соловьева). В одну конкретную личность эти вечные смыслы воплотиться не могут! Без реально-вещественного осуществления («во плоти») человек остается только идеей, именем, «оцифрованным обликом» («виртуалом») или «документом». А без вечных универсальных смыслов, без мифа – бессмысленной биомассой! 

Персональный миф — это персона, нашедшая свое идеальное, вечное, незабывное прошлое! Можно тут вспомнить высказывание Иисуса Христа: «Ибо кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее; кто же погубит душу свою ради Меня, тот и спасет ее» (Лук. 9:24). Понять это можно так: тот, кто дорожит своей уникальностью и жертвует всеобщим (идеал Христа), потеряет в конечном счете свою уникальность — станет придатком какой-то социальной системы, «винтиком» в общественном механизме; тот, кто будет прорываться сквозь свою индивидуальную оболочку («потеряет душу ради Христа») ради какой-то идеальной цели, тот утвердится в вечности — его будут помнить по делам его, его запомнят как воплощение героя Прошлого.

Пример 5.2.
Немолодой уже ученый находится в депрессии. Антидепрессанты не помогают, потому что депрессия не глубокая, скорее, это разочарование и постоянный стресс, который он сам создает. Он более десяти лет пишет докторскую диссертацию, без конца улучшает ее, заново переделывает главы, ставит новые эксперименты, конца и краю работы нет. Он в отчаянии, но бросить диссертацию не может. Он посещал одного психолога, который стал его учить «работать с информацией». С психоаналитиком просидел минут сорок — ушел, не понравились вопросы, «залезающие в душу». Посетил еще двух психологов, но они «увеличили сложность» его проблемы.
«Депрессия» становилась весьма ощутимой. И вот сеанс дианализа в моем кабинете:
<…>
- Как вы спите, снятся ли сны?
- Сплю мало, иногда после пробуждения в шесть часов не могу заснуть. Вот сегодня проснулся рано. Встал, шатался без дела по дому, потом лег и в десять утра уснул. Спал часа два.  Приснился сон.
- Расскажите сон, вернее то, что запомнили.
- Строю дачу или дом из бревен типа  «сруба» крестьянского. Бревна тяжелые, но поднимаю их легко. Укладываю, но, когда дохожу до крыши, бревна скатываются, не держатся. А построенный дом оказывается сделанным из спичек и он рассыпается. Снова начинаю строить…
- Эта стройка может когда-нибудь закончиться?
- Что-то не похоже. Какой-то дефект конструкции крыши.
- А план стройки есть?
- Нет плана никакого.
- Вы про Сизифа и его наказание знаете?
- Сизиф вкатывал тяжелый камень на гору, а когда доходил до вершины, то камень катился вниз. И так повторялось бесконечно. Похоже, я тоже, как и Сизиф, делаю бесконечную, бессмысленную работу!
- А за что был наказан Сизиф?
- Не помню. Чем-то прогневал богов?
- Да. Он хотел людей сделать бессмертными, как сами боги. Обманул саму Смерть дважды. За это посягательство боги наказали его бессмертным трудом и личным бессмертием — двойное наказание за двойной обман смерти.
- Интересно, за что же я наказан?
Далее клиент изложил свою «чудесную историю». Он хотел создать всеобъемлющую теорию, объясняющую общее устройство мира (фантазии на тему «вечного двигателя»). Оснастить эту теорию он хотел такой универсальной аргументацией, чтобы никакие «научные революции» с их сменами парадигм не смогли «умертвить» ее. За это посягательство на «смертность», вернее ограниченность любой научной теории, он был «наказан» бесконечной научной работой и личным «научным бессмертием» в роли младшего (вечного) научного сотрудника.

Данный клиент довольно легко постиг свой «персональный миф». Сновидение, рассказанное им, в контексте его ситуации и жалоб, весьма ясно указывало на миф о Сизифе. Без какой-либо затяжки я напомнил ему «чудесную историю о Сизифе». Его симптом содержал смысл мотива наказания Сизифа: бессмертие за попытку «незаконно» найти бессмертие.
Клиент очень благоприятно принял и интерпретацию сна, и сам миф. Произошло психотерапевтическое чудо, объединились два плана личности:

  • идеальный первообраз, архетип ученого, пытающегося создать Lapis Philosophorum — философский камень, наказанного, как и Сизиф, бесконечным трудом;
  • реально вещественный план его актуальной научной деятельности и жизни малообеспеченного младшего научного работника, с трудом содержащего жену и взрослеющую дочь.

Его «персона», то есть то, что было повернуто в мир, а именно роль бедного интеллектуала, непризнанного на родине гения, стала «иным» для мифа о Сизифе (а также для мифа о поиске философского камня). Выразившись в этом «ином», миф дал резкое расширение смысла всей жизни и, особенно, научной деятельности этого человека.

Разработка «персонального мифа» привела клиента к неожиданным для него последствиям. Через два месяца он завершил диссертацию, отбросив все, что не доделал к тому времени. Он решил очень просто: диссертация — квалификационный труд, не более. Главное в защите — банкет. Это было цинично. Но такой цинизм спасал его от «Сизифовой ситуации».

Несмотря на такой резкий поворот в его научной этике, защита прошла блестяще. На банкете ему все говорили, что, наконец, дождались защиты, что он был «доктором» уже давно и т. д. Это удивило нашего клиента, для него это и было «обыкновенное чудо».
Через пару недель он пришел на очередной сеанс дианализа и сообщил, что, наконец, понял, как он себя вводил, почти сознательно, в роль Сизифа. И как ему стало сейчас легко управлять своей жизнью. Депрессии не было и в помине без всякого фармакологического лечения. Не было признаков стресса. Новоиспеченный доктор наук готовился подписать выгодный контракт на работу в одном из научных центров Канады и пришел проститься. Через год он прислал E-mail. Просто поздравил с Новым, 2000 годом. Он радостно попрощался с XX веком
.

НАЗАД  ВПЕРЕД