На главную | • ДИАНАЛИТИЧЕСКАЯ АМПЛИФИКАЦИЯ |
назад |
Сокращённый вариант 5 главы «Элементарного учебника дианализа»,
Завьялов В.Ю. 5. Мифическая или личностная целесообразность Без мифологической основы личностного существования человек погружается во мрак бессмысленности. Потеря смысла жизни – самое тяжелое, практически несовместимое с жизнью, состояние человека («ноогенный невроз» по В. Франклу).
Для личностной (мифической) целесообразности необходимо взять цель, соответствующую масштабу личности. «Чего хочет личность как личность?» «Она хочет абсолютного самоутверждения», – отвечает А. Ф. Лосев. Личность хочет ни от чего не зависеть или зависеть так, чтобы это не мешало ее внутренней свободе. Она хочет не распадаться ни на какие «части» или «субличности», не метаться в противоречиях и жизненной суете, не разлагаться во тьме и в небытии. «Она хочет существовать так, как существуют вечно блаженные боги, вкушающие бесконечный мир и умную тишину своего ни от чего не зависящего светлого бытия». Итак, чудо — это возрождение памяти веков, обнажение вечности прошедшего, памяти неизбывной и всегдашней. В психической культуре повторяется биологический закон — запоминание и воспроизведение прожитого опыта. Человек поднялся на высшую точку эволюционного развития благодаря совершенной системе генетического и социально-культурного способа сохранения адаптивных признаков, то есть признаков, сохраняющих и совершенствующих выживание. Человек — единственное животное, которое научилось сохранять память о своих предках. Любой праздник — это поминание каких-то предков. Чудо, таким образом, — это тоже своеобразный «праздник души», в котором конкретный человек может вдруг вспомнить или, лучше сказать, прикоснуться к чему-то вечному — вечному идеалу личности! |