На главную
ДИАНАЛИТИЧЕСКАЯ АМПЛИФИКАЦИЯ
назад
 

Сокращённый вариант 5 главы «Элементарного учебника дианализа»,
ссылки, комментарии и приложения см. в ученике

 

Завьялов В.Ю.

5. Мифическая или личностная целесообразность

Без мифологической основы личностного существования человек погружается во мрак бессмысленности. Потеря смысла жизни – самое тяжелое, практически несовместимое с жизнью, состояние человека («ноогенный невроз» по В. Франклу).
В «Диалектике мифа» А. Ф. Лосев дает основные типы целесообразности:

  • логическая целесообразность, в результате которой получается понятие «организм»;
  • практическая целесообразность, или волевая, в результате которой получается техническое совершенство (совершенная мораль в человеке);
  • эстетическая целесообразность, в результате которой получается художественное произведение;
  • мифическая, или личностная целесообразность, в результате которой и получается чудо, «чудесная история личности, данная в словах».

Для личностной (мифической) целесообразности необходимо взять цель, соответствующую масштабу личности.

«Чего хочет личность как личность?»  «Она хочет абсолютного самоутверждения», – отвечает А. Ф. Лосев. Личность хочет ни от чего не зависеть или зависеть так, чтобы это не мешало ее внутренней свободе. Она хочет не распадаться ни на какие «части» или «субличности», не метаться в противоречиях и жизненной суете,  не разлагаться во тьме и в небытии. «Она хочет существовать так, как существуют вечно блаженные боги, вкушающие бесконечный мир и умную тишину своего ни от чего не зависящего светлого бытия».
Когда «пестро-случайная» история личности, погруженной в болезненное состояние, вдруг приходит к событию, в котором выявляется исконная, первичная, светлая предназначенность личности, «вспоминается утерянное блаженное состояние и тем преодолевается томительная пустота и пестрый шум и гам эмпирии, — тогда это значит, что творится чудо» (ДМ с.178).
Что же такое чудо в личной истории или чудесная история в личности? Это – память! В глубине памяти веков кроются корни настоящего. «Вечное и родное, оно, это прошедшее, стоит где-то в груди и в сердце; и мы не в силах припомнить его, как будто какая-то мелодия или картина, виденная в детстве, которая вот-вот вспомнится, но никак не вспоминается» (ДМ с. 178).

Итак, чудо — это возрождение памяти веков, обнажение вечности прошедшего, памяти неизбывной и всегдашней. В психической культуре повторяется биологический закон — запоминание и воспроизведение прожитого опыта. Человек поднялся на высшую точку эволюционного развития благодаря совершенной системе генетического и социально-культурного способа сохранения адаптивных признаков, то есть признаков, сохраняющих и совершенствующих выживание. Человек — единственное животное, которое научилось сохранять память о своих предках. Любой праздник — это поминание каких-то предков. Чудо, таким образом, — это тоже своеобразный «праздник души», в котором конкретный человек может вдруг вспомнить или, лучше сказать, прикоснуться к чему-то вечному — вечному идеалу личности!

НАЗАД  ВПЕРЕД