На главную
ДИАНАЛИТИЧЕСКАЯ АМПЛИФИКАЦИЯ
назад
 

Сокращённый вариант 5 главы «Элементарного учебника дианализа»,
ссылки, комментарии и приложения см. в ученике

 

Завьялов В.Ю.

3. Амплификация в юнгианском анализе и дианализе

Амплификация (расширение смысла) есть часть юнгианского метода интерпретации сновидений, фантазий, продуктов творчества клиента. С помощью амплификации Юнг стремился сделать более ясным и понятным материал сновидений и продуктов фантазий. В одной из своих поздних работ «Человек и его символы» Юнг писал, что идея амплификации пришла тогда, когда он вдруг убедился в том, что метод «свободных ассоциаций» его учителя З. Фрейда часто уводит мысль аналитика в сторону от содержания сновидения. Эта идея послужила «поворотным пунктом» в его психологии, названной в последующем «глубинной». Юнг предпочел концентрироваться на самом сновидении, «ходить вокруг него»! Любая история, которую люди рассказывают сознательно, имеет начало, середину и конец, то есть некую линейную форму. Но у сновидений, как полагал Юнг, все идет по-другому. Протяженность сновидений во времени и в пространстве совершенно другая. Чтобы это понять, его надо изучать со всех сторон, изучать как неизвестный предмет в руках — крутить его до тех пор, пока не будет прояснена и изучена каждая деталь!

Итак, амплификация по Юнгу — это движение по кругу, «вокруг сновидения». Юнг ставил некий образ сна в центр внимания и начинал с помощью вопросов к деталям (включая построение ассоциативных рядов, но так, чтобы деталь получала свое точное символическое значение именно в этом сновидении) ходить вокруг сновидения. Он «разрабатывал картину сновидения», рассматривая ее с разных сторон, не позволяя пациенту прорваться из этого круга и удалиться от сновидения. Время от времени ему приходилось повторять слова: «Вернемся к вашему сновидению. Что же говорит ваш сон?»

В дианализе применяется несколько иной принцип «хождения по смыслам», – не по кругу, а по спирали. Материал клиента (сновидение, фантазия, симптом) ставится не в «центр», а в «точку начала анализа». В центре внимания дианалитика всегда «беспредикатная личность», которую надо брать сердечно, без всякого анализа. Далее движение идет по «кривой смысла» (об этом дальше) до исчерпания всех возможностей и альтернатив, какими бы они ни были фантастичными. Дианалитик «ходит» не вокруг сновидения или другого какого-то материала, а вокруг «идеи личности» конкретного человека, «вечного идеала личности». По этой причине тематизм и проблематика самого материала всегда имеет второстепенное значение. В юнгианском анализе, наоборот, первостепенное значение имеют сами образы сновидений и последующие ассоциации, которые так впечатляют аналитика, что он забывает и про клиента – погружается в «культурный космос» или «коллективное бессознательное», и про конкретную проблему. В дианализе не используется понятие «бессознательное», вместо него есть понятие «напряженность сознания», которая может быть и очень высокой, и очень низкой.
Спираль предполагает выход за пределы круга до его замыкания на себе. В спиралевидном движении нет «порочного круга» повторений одной и той же темы, мотива, сюжета, фабулы. Кроме того, спираль есть диалектический синтез круга и движения по прямой, стремления к замкнутости и открытости, симметрии и асимметрии, покоя (круг) и движения (прямая). В спиралевидном движении «в поисках смысла» прорисовавшийся сюжет толкает внимание и мысль к другому сюжету, а не замыкает мысль в круге одной темы.
 
Могу сослаться на свой прежний психотерапевтический опыт использования такой методики (без глубинно-психологических интерпретаций юнгианского анализа). Лет 15 назад я два месяца по три-четыре сеанса в неделю «ходил вокруг» сновидения одной важной особы, которая была одним из идеологов политических реформ в СССР. У нее в 1986 году была депрессия. Когда я начал ее лечить, она рассказала очень странный, с ее точки зрения, необыкновенно содержательный и глубокий сон. Пока мы его изучали, раскрылись многочисленные личностные смыслы клиентки, она вышла из депрессии.

НАЗАД  ВПЕРЕД