На главную
ДИАНАЛИТИЧЕСКАЯ АМПЛИФИКАЦИЯ
назад
 

Сокращённый вариант 5 главы «Элементарного учебника дианализа»,
ссылки, комментарии и приложения см. в ученике

 

Завьялов В.Ю.

20. Заключение: Homo Creatus

Человеком стать - это искусство.
Новалис

Пятую форму дианализа можно назвать «искусством сочинять жизнь». Человек творящий (Homo Creatus) — вот кто перед нами в этот момент. Клиент сотворил нечто, что его приводит в замешательство, недоумение, уныние или апатию. Перспектива, которую рисует его воображение, вызывает тревогу, страх и даже ужас. Он не доволен своим творением, поэтому ищет помощи. Его симптомы — материализация бессознательного творчества, опасный эксперимент с собой и собственной жизнью.

Клиент не доволен творением? Хорошо. Давайте творить по-другому. Амплификация — творческое расширение сознания и осознание своего творческого потенциала. Все люди — творцы, а каждый человек – маленькое подобие Творца. Все сотворяют свою чудесную историю жизни личности, свой персональный миф. Все используют культурные образцы (архетипы, первообразы, «сценарии», социальный опыт) и инструменты творческой фантазии («алогическая» логика, логика мифа, приемы рекомбинирования образов).
Как правило, у клиента недостаточно собственных возможностей для эффективной переработки симптомов, снятия блокад развития и преодоления трудностей.  Такие возможности дает творческая реорганизация содержания симптома и расширения сознания. Тут клиенту нужна помощь, нужен Другой Творец (нужен синтез «Другого» и «Творца»)! Здесь термин «творец» относится не к Богу, а к консультанту.

«Весь мир насилья мы разрушим до основания…» — эти слова надо понимать не абсолютно, а всегда относительно. Разрушить насилие над миром, мир насилия. Насилие над чем, над кем, для чего? Невротик совершает насилие над собой, над своим здравым смыслом. Он утром встает с постели, но не бежит к окну, чтобы посмотреть на «уже созданный мир» или хотя бы помыть окно, как это делают в Голландии, когда хотят отвлечь себя хорошим делом. Невротик открывает «окна» в свой воображаемый «мир ужасов», угроз, несуществующих опасностей и начинает имитировать поведение и «жертвы», и «насильника» одновременно. Воображаемые персонажы «ужасного мира» превращаются в «идолов»!

Человек не создает себя самого, свое «Я», свой субъективный центр! Тогда в чем творчество? Аристотель называл подражание основой и воспитания человека, и искусства. «Богоподобие» — это и есть подражание, повторение, создание копии, которая никогда не станет оригиналом и никогда не заменит Первообраз. Человек может только с благодарностью пользоваться тем, что создано до него: языком, культурными смыслами, символами и текстами, вещами и процессами, природой.

Креационизм дианализа заключается в признании того простого факта, что мир уже создан. Мир уже создан, господа! «Sic mundus creatus est» — так был сотворен мир. Это было написано в знаменитой «Изумрудной табличке» («Tabula smaragdina») Гермеса Трисмегиста — «трижды истинного».
Лозунг креацинизма в дианализе прост и понятен: «Продолжить уже созданную жизнь». Можно и не вдаваться в сложные определения, кто кого создал – Бог, родители, природа, культура. Поэтому надо ограничиться одним смыслом: «Продолжать жить». Все остальное — метафоры, символы, то есть перенос смысла. Например, «заново родиться» или «умертвить в себе невротика» — это всего лишь метафора. Но это и мощная смысловая «взрывная волна мифа»!

Создает ли человек миф? Ни в коей мере. Миф существует и саморазвивается без нас. Мы можем только «войти» в миф, подражать мифу, подражать творчеству мифа. «Кривая смысла» замыкается сама по себе, мысль рождается сама по себе, это «таинство первого зачатия мысли», как называл это А. Ф. Лосев. Что же нам остается? Мыслить, то есть удерживать родившуюся мысль, не уродовать ее, не «абортировать»!
«Аборт» мысли в дианализе запрещен! Никакая мысль не может быть «патологической», «абсолютно ложной» (или «абсолютно истинной»), опасной, вредной, незаконной, «несуществующей» и т.д. Ее таковой может сделать определенное отношение к ней. Например, догматическое сознание «убивает» плохие идеи, а «софистика» коверкает смысл идеи, переносит этот смысл в неадекватный контекст. Первые опыты по созданию искусственного бреда на ЭВМ завершились полным успехом: правильную фразу естественного языка, вырванную из своего «родного» контекста, машина вставляла в другой, случайный контекст, и получалась «шизофрения».

Слово (Logos) создало человека. Sic Homo creatus est — этим создан человек. «Вначале было Слово (Logos) и было оно у Бога». Человек не может сам себя создать Словом. У него его нет. Он пользуется Словом, имитируя свое смысловое сотворение!

Продолжение со-творения с помощью продолжающейся «чудесной истории, данной в словах» есть амплификация или расширение смысла и сознания. Дианалитик видит продолжение жизни в ее «малых формах» — симптомах, проблемах, состояниях, переживаниях. «Болезнь» — это символическая остановка жизни, вариант «мнимой смерти». Где-то останавливается «приток» к главному руслу жизни, где-то образуется «затор» или «узелок», как говорил Будда. Задача — разблокировать этот участок жизни, «развязать узелок», а может, и не один. И продолжится начатая  когда-то Жизнь, чудесная история его Личности, данная в словах, то есть в мифе. 

«Всем правит Молния»!

В заключение цитата из сочинений Григория Сковороды:

  • Что дает основу? Любовь.
  • Что творит? Любовь.
  • Что оберегает? Любовь.
  • Что дает наслаждение? Любовь.
  • Любовь — это начало, середина, конец, альфа и омега.

Последняя пентада в этом первом элементарном учебнике дианализа — пентада Сковороды, дело которого дианализ и продолжает с любовью!

 

НАЗАД  Всем правит молния!