На главную
ДИАНАЛИТИЧЕСКАЯ АМПЛИФИКАЦИЯ
назад
 

Сокращённый вариант 5 главы «Элементарного учебника дианализа»,
ссылки, комментарии и приложения см. в ученике

 

Завьялов В.Ю.

18. Катарсис

В «Словаре по психоанализу» Ж. Лапланш и Ж.-Б. Понталис (1996, с. 191—192) катарсис или «катартический» метод определен как «психотерапевтический метод, при котором искомое лечебное воздействие — это «очищение» (катарсис), разрядка патогенных аффектов. Лечение позволяет субъекту припомнить и даже вновь пережить события, послужившие источником травмы, и отреагировать на них».

Статья начинается с Аристотеля, о котором вскользь говорится, что он «называл катарсисом воздействие трагедии на зрителя». Далее идет цитата в две строчки: «Трагедия есть подражание действию важному и законченному <…>, совершающее посредством сострадания и страха очищения (katharsis) подобных страстей». И все. У Аристотеля же катарсис есть пятый момент (заключительный результат) трагедии. В учение о трагическом мифе входят и другие учения:

  • Учение о подражании или основании всякого искусства, которое подражает бытию, вещам.
  • Учение о бытии или «чтойность» — символически предметная структура бытия.
  • Учение о действии, согласно которому трагический миф есть подражание действию.
  • Учение о трагедии, в котором выводятся пять основных моментов из мифа, понимаемого как умная энергия: перипетии, узнавание, пафос, страх и сострадание, очищение (катарсис).

Трагический миф, следовательно, есть подражание действию главных сил мира, символическая версия бытия. В психоанализе же все сводится к «высвобождению отклонившегося от своего пути аффекта и его разрядке, или иначе, отреагированию» (Фрейд, цит. По «Словарю…», там же, с. 191). Катарсис был использован Фрейдом как промежуточная «пружина лечения» при переходе от гипноза и внушений к методу свободных ассоциаций. После освоения этого нового метода катарктический метод перестал быть главной пружиной лечения.  Катарсис остался только для случаев яркого переживания, воспоминаний, сопровождающихся бурной разрядкой, либо в случаях повторов во время лечения, особенно в связи с трансфером (там же, с. 192).

Теория катарсиса в психоанализе очень напоминает процедуру опорожнения кишечника с помощью клизм. По медицинским меркам это, конечно, более понятно и доходчиво, чем учение Аристотеля.

На практике же все не так гладко «опорожняется» из памяти. При посттравматическом стрессовом расстройстве «отреагирование-очищение» длится по 20—30  лет и доводит человека до инвалидности, маразма, могилы или тяжелых аддикций. «Отреагирование» горестных воспоминаний вызывает депрессию, ухудшение психосоматического состояния или ведет к «невротическому развитию личности». Душа не может «опорожняться». Отреагирование зажатым чувством чаще всего приводит к повторению того, что лучше вообще не повторять. Морально ли, например, на сеансах психотерапии символически «избивать» своих родителей, «душить» любовников, «убивать» начальников? Улучшат ли душевное состояние и ментальное состояние человека символические акты агрессии и вседозволенности? 

В дианализе катарсис понимается не как «отреагирование аффекта», а скорее как «центрирование» ума, устранение ненужной суеты, «рывков» и рысканий в поисках душевного равновесия, освобождение от фиктивных целей, невыполняемых планов, нереальных задач «гармонизации» или «решения глобальных проблем». Все это и можно назвать «очищением ума», катарсисом. Как раз в учении Аристотеля катарсис завершал большую работу ума над осмысливание бытия, а не просо «опорожнял чувствилище».

Подлинный смысл аристотелевского катарсиса можно понять, только поняв все четыре учения, перечисленные выше, и особенно учение о трагическом мифе.
Трагедия по Аристотелю изображает действие или жизнь, а именно — взаимные переходы «счастья» и «несчастья», без изображения характеров людей. Трагический миф есть изображение не человека, но жизни в целом. В нем дана смысловая ткань, из которой состоит жизнь вообще, а люди — один из многих моментов.

 Основа трагического мифа — учение о перводвижущей умной энергии. Трагедия начинается тогда, когда самодовлеющий и блаженный Ум, устремленный на себя и в себе вращающийся, начинает отдаваться во власть инобытию — материально воплощаясь, превращаясь из вечного во временный, подчиняясь необходимости, разрушается как факт, носивший до сих пор всю полноту смысла и целостности на себе — тогда и начинается «человеческая жизнь» с переходом от «счастья» к «несчастью». Необходимо, как комментирует это учение А. Ф. Лосев, Преступление, а не просто провинность или неудача-ошибка. Необходимо, чтобы Ум вышел из повиновения самому себе, чтобы на карту было поставлено само существование живого существа. Причем так, чтобы преступник не знал и не помнил то, что он сам собой представляет, иначе никакого преступления не будет; преступление — это самоотдание себя во власть беспредельного самоутверждения, которое может быть только бессознательным.
 Рано или поздно преступник узнает то, что сотворено. Припоминая вечно нетронутые блаженные радости и с этой точки зрения оценивая содеянное, преступник приходит к узрению подлинной тайны преступления.

 Наступает время трагического пафоса, когда перед глазами развертывается весь проделанный путь преступления и видны все усилия утвердить себя в инобытии, то есть в отрыве от себя истинного, в отрыве от вращающегося в себе самом ума. Контраст с тем, что «должно было быть, и тем, что стало» потрясает человеческое существо, возбуждает чувства.
 Потрясение чувств порождает опознание и оценку преступления с точки зрения утерянного невинного счастья и заставляет восстанавливать попранное, оправдывать поруганное. Это совершается через возмездие или суд, или как-то иначе, но обязательно через переживание страха и сострадания.

 И если все это сделано, тогда и только тогда наступает очищение страстей, прошедшее через тьму и смрад преступлений и самозабвения. Происходит возвращение к свету первоневинности и блаженной красоте. Таким образом, «катарсис» есть один из пяти необходимых моментов трагедии:

 1) Перипетия — перемена участи, переход к противоположному через преступление по незнанию и т. д.

 2) Узнавание — переход от незнания истинных мотивов преступления к знанию таковых, а именно:
 — через узрение естественного хода событий;
 — через приметы и догадки;
 — через воспоминание;
 — через умозаключения.

 3) Пафос — максимальная возбужденность, граничащая с самозабвением.

 4) Страх и сострадание. Страх по Аристотелю есть а) неприятное ощущение или смятение, б) возникающее из представления о предстоящем зле, в) которое может погубить или причинить вред, г) ввиду своей непосредственной близости, д) но которое все еще оставляет надежду на минование этого зла. Не переживает страха тот, кто «уже окоченел по отношению к будущему», кто перенес все возможные страдания и несчастья.
 Сострадание — это а) скорбь, б) при виде бедствия, в) которое может повлечь за собой гибель или вред, г) которое постигает человека, этого не заслуживающего, д) бедствия, которое могло бы постигнуть или нас самих, или близких, и е) при том, когда оно кажется непосредственным. Итак, Страшное и Жалкое должны вытекать из сцеплений самих событий мифа.

 5) Очищение или Катарсис — последний этап в развитии понятия трагического мифа. Это — «блаженное самодавление, наступающее после пережитого его разрешения», и есть подлинное очищение, возвращение подлинной, изначальной красоты первоэнергии.
Здесь мы опять видим «пентаду», пентадное определение сущности трагического мифа, которое дал Аристотель. Перепишем еще раз эти пять моментов в привычную для дианализа табличную форму:


Момент Пентады

Моменты развития трагического мифа по Аристотелю

Одно

Перипетия, перемена участи, выход Ума из «самодавления»

Многое

Узнавание, познание истинных мотивов «преступления»

Становление

Пафос, стремление к иному, самозабвение

Ставшее, факт

Страх и сострадание. Фактичность, телесность переживаний

Нестановящееся, миф

Очищение или Катарсис – блаженное самодавление Ума

Как видно из определения катарсиса, это не просто «отреагирование зажатых аффектов» или другая чисто психологическая интерпретация очищения. Катарсис — это Умное состояние (М. Мамардашвили — когитативное состояние) — «высшая собранность всего растекающегося множества психической жизни в некое неподвижное самодовлеющее пребывание в одной точке» (А. Ф. Лосев, 1993). Катарсис похож на состояние медитации, сосредоточенности на самом себе, на самом главном в себе, на смысле своего существования. Катарсис – это путь к вершине личностного самоосуществления, которое определяется  как «спасение», «очищение», «освобождение», «созревание», «самоактуализация», «эффективное поведение», «зрелость», «индивидуация» и просто — здоровье. В современной психологии обсуждается понятие «смысловые структуры личности», которое близко к понятию «личностное самоосуществление».

НАЗАД  ВПЕРЕД