На главную
ДИАНАЛИТИЧЕСКАЯ АМПЛИФИКАЦИЯ
назад
 

Сокращённый вариант 5 главы «Элементарного учебника дианализа»,
ссылки, комментарии и приложения см. в ученике

 

Завьялов В.Ю.

10.Творчество и традиция

Творчество – удвоение реальности, создание некоего культурного «двойника» того, что уже создано природой. Главный смысл творчества –  создание качественно новых материальных и духовных ценностей. Если творчество не рассматривать одновременно с   противоположностью — традицией, то термин «творчество» потеряет свой истинный смысл –  создание новых ценностей и даже «новой реальности». Эта «новая реальность» должна удовлетворять многообразные потребности людей — эстетические, научные, духовные, материальные, как и традиция, которая тоже служит людям.

Если «новая реальность» удовлетворяет только потребности единственного человека — автора, то можно ли такой процесс назвать «творчеством»?  Э. Блейлер прославился своей работой «Аутистичекое мышление», где определил такое индивидуалистическое «творчество» как «аутистическое мышление», т.е. создание творческих продуктов, обслуживающих эмоциональные потребности одного-единственного человека.

Традиция – противоположность творению, творчеству, ее оборотная сторона: принятие творчества других людей, творчества природы, согласие не творить самому, а смиренно подчиняться традиции, брать то, что традиция дает. Традиция — это то, что создано предшествующими поколениями людей. Люди, принимающие традицию, не творят, ограничивают себя в творчестве, более того – охраняют традицию от внесения чего-то нового. «Новые традиции» чаще всего опрокидывали настоящие традиции, вносили «якобы новое» в жизнь людей, подменяли одни традиции на другие, более худшие.

Творчество, таким образом, ограничено традицией, традиция ограничивает свободное творчество. В творчестве «растворяется», исчезает или «преодолевается» традиция. В традиции исчезает творчество. Служить традиции – приносить в жертву свободу творчества (аутистического). Синтез традиции и творчества дает культурные ценности – «культур-имагинации» (Голосовкер), образцы, эталоны, культурные константы. Быть в культуре – подчиняться традиции, сохранять ее, но и творчески обновлять. Культура – это становление традиции и творчества!

Не так рассуждает М. Е. Бурно, который низводит категорию «творчество» до категории «внушение» и «убеждение». Творчество как «более высокий уровень лечения и освоения действительности» содержит якобы в «снятом» виде внушение и убеждение как более низкие уровни лечения и освоения действительности. Это пример редукции, сведения понятия «творчества» к другим понятиям — «лечения» и «освоения действительности», когда творчество понимается как абсолютно положительный, «лечебный» феномен.
Что же такое здоровье, как не соблюдение традиций нормальной, полнокровной жизни? На наших глазах вымирают целые народы Крайнего Севере только из-за того, что в их традиционный уклад жизни были внесены «творческие новации». Только «новый стиль питания», который привнес «полезные» для северян консервированные овощи, хлебобулочные изделия, сладости и водку, убил сотни тысяч людей, приспособленных к традиции питаться мясом северных оленей.

Здоровье, как это определяется в дианализе,  – крайне неустойчивое состояние равновесия между «большими крайностями», синтез противоположностей, который всегда «становится», т.е. пребывает в движении. В классической физиологии существовал отличный оксюморон – «динамический стереотип». Стереотип – нечто неподвижное, повторяющееся без изменений. Динамика – непрерывное движение. Ученые-физиологи старой школы были диалектиками!
Поддержание здоровья – это колебание вокруг «точки равновесия», в которой находиться постоянно невозможно. Таким образом, здоровье – это вечные отклонения от точки равновесия и гармонии и вечное возвращение к этой точке. Традиционный уклад жизни всегда подсказывал человеку границы допустимых отклонений. Отход от традиции, в питании, например, ставил человека на грань, за которой начинался нездоровый образ жизни, а затем и болезнь. Следовательно, здоровье – это традиция, поддерживаемая творческим развитием носителя традиций, т.е. человека, который принимает доставшуюся ему культуру и передает ее дальше, следующему поколению людей.

НАЗАД  ВПЕРЕД