На главную | • ДИАНАЛИТИЧЕСКАЯ АМПЛИФИКАЦИЯ |
назад |
Сокращённый вариант 5 главы «Элементарного учебника дианализа»,
Завьялов В.Ю. 10.Творчество и традиция Творчество – удвоение реальности, создание некоего культурного «двойника» того, что уже создано природой. Главный смысл творчества – создание качественно новых материальных и духовных ценностей. Если творчество не рассматривать одновременно с противоположностью — традицией, то термин «творчество» потеряет свой истинный смысл – создание новых ценностей и даже «новой реальности». Эта «новая реальность» должна удовлетворять многообразные потребности людей — эстетические, научные, духовные, материальные, как и традиция, которая тоже служит людям. Если «новая реальность» удовлетворяет только потребности единственного человека — автора, то можно ли такой процесс назвать «творчеством»? Э. Блейлер прославился своей работой «Аутистичекое мышление», где определил такое индивидуалистическое «творчество» как «аутистическое мышление», т.е. создание творческих продуктов, обслуживающих эмоциональные потребности одного-единственного человека. Традиция – противоположность творению, творчеству, ее оборотная сторона: принятие творчества других людей, творчества природы, согласие не творить самому, а смиренно подчиняться традиции, брать то, что традиция дает. Традиция — это то, что создано предшествующими поколениями людей. Люди, принимающие традицию, не творят, ограничивают себя в творчестве, более того – охраняют традицию от внесения чего-то нового. «Новые традиции» чаще всего опрокидывали настоящие традиции, вносили «якобы новое» в жизнь людей, подменяли одни традиции на другие, более худшие. Творчество, таким образом, ограничено традицией, традиция ограничивает свободное творчество. В творчестве «растворяется», исчезает или «преодолевается» традиция. В традиции исчезает творчество. Служить традиции – приносить в жертву свободу творчества (аутистического). Синтез традиции и творчества дает культурные ценности – «культур-имагинации» (Голосовкер), образцы, эталоны, культурные константы. Быть в культуре – подчиняться традиции, сохранять ее, но и творчески обновлять. Культура – это становление традиции и творчества! Не так рассуждает М. Е. Бурно, который низводит категорию «творчество» до категории «внушение» и «убеждение». Творчество как «более высокий уровень лечения и освоения действительности» содержит якобы в «снятом» виде внушение и убеждение как более низкие уровни лечения и освоения действительности. Это пример редукции, сведения понятия «творчества» к другим понятиям — «лечения» и «освоения действительности», когда творчество понимается как абсолютно положительный, «лечебный» феномен. Здоровье, как это определяется в дианализе, – крайне неустойчивое состояние равновесия между «большими крайностями», синтез противоположностей, который всегда «становится», т.е. пребывает в движении. В классической физиологии существовал отличный оксюморон – «динамический стереотип». Стереотип – нечто неподвижное, повторяющееся без изменений. Динамика – непрерывное движение. Ученые-физиологи старой школы были диалектиками! |