На главную                                             ДИАНАЛИТИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ  
 

 

Сокращённый вариант 1 главы «Элементарного учебника дианализа»,
ссылки, комментарии и приложения см. в ученике

 

Завьялов В.Ю.

6. «Вопросный ответ»

В логике вопросно-ответной коммуникации (интеррогативная логика) такого термина нет. Он и не нужен там. В ней есть комплекс вопроса и ответа, который считается «единицей мысли». Взаимодействие вопроса и ответа — типичная форма диалога в общении людей. Сам вопрос не является в логике вопросов суждением, к которому применимы правила установления истинности. Вопрос не является ни истинным, ни ложным, хотя в нем могут заключаться и истинные, и ложные суждения.

Пример 1.7.

Молодая женщина боится операции по поводу фибромиомы матки и выражает сомнения относительно эффективности такой операции.

- Доктор, я буду себя хорошо чувствовать после операции?

В этом вопросе есть некоторые суждения:

• чувства и после операции не пропадут у этой женщины;

• доктор знает, как себя чувствует женщина, перенесшая операцию на матке;

• операция должна влиять положительно на самочувствие женщины. И это является условием согласия клиентки на операцию.

Какова познавательная роль данного вопроса? Что хочет узнать клиентка? И, вообще, является ли данный вопрос вопросом, или это своеобразный ответ на вопрос хирурга: «Вам необходима операция. Вы согласны пойти на нее?»

Скорее всего, это и ответ, и вопрос одновременно — «вопросный ответ». И как отвечать на него доктору или консультанту-дианалитику, к которому отправлена несговорчивая больная? Если бы она была сговорчивой, послушной и непритязательной, она бы и не спрашивала такое, либо довольствовалась ответом всезнающего хирурга: «Вы будете себя чувствовать хорошо после операции». Но откуда хирург знает, что она будет себя чувствовать хорошо? Он ведь будет оперировать не орган чувств, а матку. Или он будет развлекать пациентку после операции, вызывая у нее какими-нибудь средствами (поэзией, музыкой, «лирой», еще чем-нибудь) чувства нежные, положительные, «хорошие»?

Что же ответить измученной страхами и сомнениями женщине? Проведем дианализ этого страха. Сначала проанализируем базовое заблуждение (БЗ) и не преодоленное противоречие, лежащие в основе такого страха, а уж потом проведем дианалитическое интервью.

В вопросе клиентки легко увидеть это базовое заблуждение: доктор все знает, он — хозяин моей судьбы; захочет — я умру, захочет — буду жить хорошо!

Какие вопросы можно было бы задать нашей клиентке, чтобы сделать очевидным ее заблуждение в отношении докторов и медицинских манипуляций? Конечно, вопросы в дианализе готовятся « ex tempere », то есть непосредственно перед употреблением. Вопросы должны точно соответствовать конкретному клиенту с конкретной проблемой. Но все же поиграем – создадим модельную ситуацию, «имитатор» реальной жизненной ситуации, как это принято делать в ролевых играх.

Ситуация 1. «Ваш доктор действительно знает все, что вам когда-то нравилось, и от чего вы получали удовольствие и хорошие чувства?» В этом «вопросном ответе» содержится утверждение, истинность которого клиентка может легко проверить. Наверняка, никакие доктора не знают всего, что приносило ей удовлетворение. Вопрос имеет цель активизировать поиск доказательств того, что она и есть настоящий автор «хороших» чувств! Или настоящий ценитель хорошего — только она может поставить «знак качества»!

Ситуация 2. «Что ваш доктор в действительности может контролировать — подготовку и проведение операции или ваше эмоциональное самочувствие?»

Здесь ответом служит утверждение о том, что есть, по крайней мере, две зоны ответственности, за которые отвечают разные «фирмы». Доктор отвечает за все, что происходит в операционной. Клиентка отвечает за все, что делается в ее голове — за мысли, действия, предположения, личный выбор и т. д. Больничная палата, где клиентка будет ожидать операцию и восстанавливаться после операции, — зона совместной ответственности ее самой, доктора, санитарок, приходящих родственников. Вопрос в том, согласна ли она разделять ответственность или хочет отдать своему доктору право решать вопросы жизни, здоровья и смерти?

Ситуация 3. «Чувствовать себя «хорошо» после операции означает не иметь негативных послеоперационных последствий или нечто другое, например, хорошее настроение от пребывания в больничной палате?» Этот вопрос нацелен на то, чтобы вскрыть спрятанную систему ожиданий клиентки. «Хорошо чувствовать» — некая ширма, за которой могут находиться устрашающие картины собственной смерти на операционном столе, инвалидности, потери женской силы и привлекательности, утраты сексуальности и т. д. В вопросе предлагается облегченная схема поиска ответа. Надо выбрать очевидное — «не иметь негативных последствий»! Развлекаться в больничной среде — это явно не занятие для нашей клиентки. Вопрос является в каком-то смысле суггестивным. Клиентке внушается мысль о том, чтобы она позаботилась о профилактике негативных последствий до проведения операции, то есть выбрала подходящий день для операции, выбрала оперирующего хирурга, подготовила тело и психику к операции и наркозу и т. д.

Ситуация 4. «Когда вы ходите по супермаркету и выбираете чай, например, спрашиваете ли вы продавца о том, как вы будете себя чувствовать, выпив Lipton или Achmad ?»

Этот вопрос переводит внимание клиентки из медицинской сферы, где она себя ощущает жертвой, на другое поле — туда, где она ведет себя обычно по-другому, как хозяйка положения. В вопросе явная ирония. Конечно, она не спрашивает у продавца такую глупость. В магазине она точно знает, за что отвечает продавец, а за что — она сама. У продавца нужно запрашивать информацию о товаре, требовать улучшения качества услуги (продажи), не давать себя обмануть и т. д. Какое дело продавцу, что она будет делать с купленным товаром? Это ее личное дело, как она будет наслаждаться выбранным продуктом.

Теперь попробуем разобраться в самом главном — какое базовое противоречие, «дуальность», проявляется в проблеме клиентки. В том, как эта проблема предъявляется клиенткой, можно предположить единство («тождественное различие») двух противоположностей:

• не доверять никому заботу о собственной жизни и делать все самой;

• доверять полностью заботу о собственной жизни и поручать все делать кому-то.

Синтезируются эти противоположные тенденции в состоянии тревожного ожидания спасения и гибели одновременно. Смысл симптомов (тревога, навязчивые сомнения, откладывание важных дел, вера в чудо) как раз и состоит в том, что человек пытается объединить, синтезировать идею спасения с идеей гибели, но это не удается сделать, не находится такая идея, которая бы объединила эти крайние устремления. Это сложный синтез. Вспомним, как Иисус Христос учил своих учеников «отдать за него душу, чтобы спастись»! Отдать все личное, эгоистичное (погибнуть как индивид, индивидуалист, эгоист) и принять всеобщее, вечное, непреходящее (спастись как личность), есть смысловое всеединство человека со всем остальным осмысленным миром. Это трудное духовное и умственное задание.

Проверяем дианалитическую гипотезу:

- Скажите, пожалуйста, при каких условиях вы бы полностью доверились лечащему врачу и решились бы на операцию?

- Если бы я могла заглянуть в будущее и увидела, что операция прошла успешно, я здорова и счастлива.

- Но это бы означало, что вы как бы сами себя оперируете, поскольку вы хотите всем этим управлять. Хотели бы вы себя саму оперировать, как это делал один доктор на Северном полюсе, вырезая себе аппендикс?

- Фу, ну что вы! Как можно так глубоко в себя залезать? Будет же больно!

- Да, будет очень больно. Наркоз никак нельзя применять — он выключает сознание, а на операции надо быть очень сосредоточенным и безжалостным! Как вы себе ногти подстригаете? Вы же лишнего не обрежете — больно?

- Да, себя жалеешь, стараешься больно не сделать.

- Доктору не надо знать о вашей боли, хотя бы в момент операции, чтобы рука не дрожала и совершала точные движения. Оперировать другого, не ощущая его боли, технически намного проще, чем себя самого. Хладнокровный, «безжалостный» доктор, вероятно, сделает операцию лучше, поскольку излишняя сердобольность и сочувствие могут сильно помешать. Можете ли вы представить себе такую картину: на операционном столе лежит женщина и командует врачу-хирургу, что ему следует делать, каким инструментом пользоваться?

- Нет, это, конечно, абсурд. Я бы хотела уснуть и проспать всю операцию, а проснувшись, узнать, что все уже позади.

- Примерно так все и происходит. Вы, взвесив все обстоятельства и решившись на операцию, доверяете всю работу сделать специально обученным людям — врачу-хирургу и его помощникам. Зачем вам лишать себя возможности проспать глубоким сном всю процедуру удаления опухоли, которая совсем не нужна вашему организму?

- Действительно, разумнее довериться хорошему доктору. Но со мной вот так никто и не говорил.

- Очевидно, вы и не спрашивали врача о таких вещах, о которых он может подробно и компетентно рассказать, удовлетворив ваше любопытство и рассеяв страх неизвестности. Вы спрашивали его о том, в чем он совершенно не разбирается, — о ваших чувствах. Ему и не надо в этом разбираться — его руки будут более точно действовать!

НАЗАД  ВПЕРЕД