На главную                                             ДИАНАЛИТИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ  
 

 

Сокращённый вариант 1 главы «Элементарного учебника дианализа»,
ссылки, комментарии и приложения см. в ученике

 

Завьялов В.Ю.

11. Прикладная символология

Трактовка симптома – одно из существенных в методологическом смысле расхождений между Фрейдом и Юнгом. Фрейд считал симптом «знаком», а Юнг — «символом». Ну и что, что тут такого? Знак или символ?

Не вдаваясь в философскую и методологическую полемику по этому вопросу, хотя это и важнейший вопрос, дадим максимально упрощенное, пригодное для практики консультирования, определение «символа» и «знака», а также общее и различное между ними.

И знак, и символ есть нечто, в чем нет своего содержания, но что указывает на какое-то другое содержание, которое необходимо понять. В дорожном указателе нет никакого содержания, например, «кирпич» (белый прямоугольник на красном фоне) сам по себе ничего не выражает, но знающий этот знак «видит» в нем чей-то запрет на въезд. Как международный знак «кирпич» означает только одно: «Въезд воспрещен». А куда воспрещен и почему, и что будет, если нарушить запрет, — на эти вопросы знак не отвечает и на соответствующее содержание не указывает. На такие вопросы «отвечает» символ. Если тот же «объект», то есть «кирпич», взять как символ, тогда он, «кирпич», будет указывать на некоторое содержание сознания — сознательные посылки и результаты сознания (М. Мамардашвили). Символ репрезентирует содержание сознания, а знак — предмет или событие.

Запрещающий знак («кирпич»), взятый как символ, может репрезентировать самое различное содержание, например, внутренний запрет развлекаться до тех пор, пока не будет выполнена срочная работа, или запрет на поедание продуктов из холодильника (если «кирпич» наклеен на холодильнике), и прочее. Здесь речи нет о дорожном движении (предмет) и о действиях дорожной полиции (событие).

Символ, как это понимал А. Ф. Лосев, есть «интерпретация действительности», смысл этой действительности, глубокое проникновение (понимание) в глубины отражаемой сознанием действительности, когда «мысль видит», «ум осязает», а «интеллект созерцает»!

Размышляя о «кирпиче», можно глубоко погрузиться в глубины человеческой реальности — соблазны и греховность — и дойти в размышлениях и осознавании к искушениям Иисуса Христа в пустыне! Содержит ли в себе «кирпич» такое содержание? Нет, конечно, не содержит. Это содержание нашего сознания — коллективного и личного. Размышления, спровоцированные «кирпичом-символом», выводят это содержание на переднюю сцену нашего сознания, на «арену встречи Познающего с Познаваемым». Персонажи, действующие на этой сцене, и обеспечивают то, что называется «пониманием».

Вернемся к случаю 11. Мужские руки, сжатые в кулаки, означают некое усилие или даже «агрессию», во всяком случае, выражают определенное «стеническое», активное состояние. В этой роли они являются «знаком». Демонстрация кулака, особенно, если им трясут в воздухе, общепринятый знак физической угрозы. Он также легко «расшифровывается», узнается, как и «кирпич» — знак запрета на въезд. Сжатые кулаки — это «невербальный знак», признак эмоции (гнев, раздражение). Но это далеко не все, что можно понять, размышляя над этим выражением состояния сознания. Сжатые кулаки, как символ, позволяют нам (клиенту, дианалитику и читателям) «выводить» с их помощью других «персонажей» сознательной и разумной жизни клиента (и всех людей) на «арену встречи». Вот почему в размышлениях и появляются «Защитник», «Богатырь», «Хозяин», «Вседержитель» и т. д. Кулаки клиента сжимают «пустоту» — место вложения инструментов для обустройства его личной, любовной и семейной жизни. Эта пустота в дианализе называется «нестановящимся». Конечно, «Вседержитель» (одно из имен Бога, который все держит) — это абсолютно «нестановящееся» для нашего клиента, но в каком-то смысле он и есть «бог» для своей жены, у него все должно быть «в руках», в этом и заключается смысл любви и брачного союза — некая степень «обожествления», пусть только как «языковая игра», «мерцание смысла». Но без этого «мерцания» жизнь становится скучной, пресной, а иногда и невыносимой.

Выведение понимания из «содержательной пустоты» символа есть одна и «техник» дианализа — прикладная символология, то есть искусство выводить содержание сознания, необходимое для терапии и помощи человеку, из содержательной пустоты символа.

.

НАЗАД  ВПЕРЕД