На главную                                             ДИАНАЛИТИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ  
 

 

Сокращённый вариант 1 главы «Элементарного учебника дианализа»,
ссылки, комментарии и приложения см. в ученике

 

Завьялов В.Ю.

1. Дианалитическое интервью

Дианалитическое интервью нацелено на то, чтобы скорейшим способом дать человеку ясность того, что он сам является автором своих поступков, мыслей, заблуждений и путаницы.

Если человеку очевидна реальность происходящего, то выгодные для него самого варианты решения жизненных задач он найдет самостоятельно, легко и естественно. В дианализе никого не надо ничему учить. Люди учатся тому, чему хотят учиться — навязывать даже безусловно правильные рецепты разрешения проблем бесполезно.

Пример 1.1.

Клиент в своей жалобе говорит о том, что его страшит будущая смерть:

- Я боюсь даже представить себе то, что все когда-нибудь кончится, и меня не будет.

- А кто будет все это наблюдать?

- ?!

Вместо традиционного психологического интервью, которое призвано «расковырять» клиента, вытащить из «закоулков сознания», «бессознательного», «подсознания» скрытые мотивы переживания страха перед смертью, дианалитический вопрос: «Кто является наблюдателем?» (антиномия «познающее» — «познаваемое») делает очевидным заблуждение клиента в отношении собственного ума: собственная смерть не представима, ум может представить только чужую смерть!

Можно было спросить у пациента, почему он размышляет о смерти. Этот вопрос спровоцировал бы цепь интерпретаций и объяснений того, что не думать о смерти невозможно в его положении: немолодой возраст, не блестящее здоровье, трудная жизнь, скорбные примеры рано ушедших из жизни знакомых: логическая необходимость когда-нибудь умереть и т. д. Из этих аргументов можно было бы соткать ткань какого-нибудь «личностного расстройства», например, «нарушение идентичности», «кризис существования» или хотя бы «депрессивный эпизод». Далее — лечить от этого, «распускать» сотканное полотно несчастной жизни. Вместо этого задается один единственный методологический вопрос: «Кто свидетель апокалиптических картин будущего?», на который клиент отвечает не сразу, а только после третьего повторения. С первого раза не получается — мысль клиента кружит над могилами и брошенными домами, неоконченными делами, пепелищами:

- Ничего не будет… Я умру, и все прекратится, мир погаснет!

Здесь задается промежуточный вопрос, проясняющий очевидность присутствия «свидетеля»: «Вы умрете, но ведь кто-то останется?» Конечно, после смерти человека остаются жить другие люди, его родственники, его дети — жизнь продолжается, это естественно для человеческой жизни! Клиент не может эту очевидность отрицать. Да, после него останутся жить люди, останется страна. И когда он представляет все оставшимся, он не может не быть свидетелем этих картин жизни. Вопрос: «Кто свидетель?» повторяется. Еще пара слабых попыток увернуться от этого вопроса — и клиент сдается: «Да, он сам и есть свидетель картин «жизни после жизни». Но как же такое возможно? Очень просто — он сам создает зрительные образы будущего и сам же их рассматривает, становясь в воображении свидетелем своей кончины. Но раз он является свидетелем, значит, он не умер! Парадокс? Да. Парадокс, созданный любознательным умом. Очевидность того, что клиент «скорее жив, чем мертв», становится «кричащей». Живой человек, с живым умом и воображением мечтает о собственной кончине! Если это его развлекает, то, ради Бога, пусть продолжает в том же духе. Если печалит — пусть прекратит это делать. Терапия длится пять минут.

НАЗАД  ВПЕРЕД