На главную | • ДИАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИСКУССИЯ | назад |
Сокращённый вариант 2 главы «Элементарного учебника дианализа»,
Завьялов В.Ю. 11. Четвертый этап: Терапевтическая идея Микрооткрытие совершено, что дальше? Является ли оно «терапевтической идеей», т.е. такой идеей, которая станет основой исцеления? Достаточно ли этого, чтобы действительно помочь человеку, нуждающемуся в помощи? Нет. Пока не произошел выбор в пользу нового поведения, пока человек не взял на себя ответственность за свой выбор, терапия не может быть не только «законченной», но и вообще называться именно «терапией». Микрооткрытие еще не факт того, что клиент понял, определил для себя новую идею, сделал ее основой выбора. Принцип «дилеммы выбора» в дианализе — это основная терапевтическая процедура, поэтому новая для клиента идея становится «терапевтической идеей» только тогда: когда она рождена от «своей матери» — от заявленной проблемы клиента (1), является противоположностью этой проблемы-симптома (2), выражена на языке клиента (3), определена им понятным образом как альтернатива выбора (4), готова воплотиться в действие (5), логически связана с общими задачами жизни клиента (6), может быть перенесена на иные сферы жизни (7), ведет к расширению участия в жизни (8), ведет к смене манеры потребления (9), увеличивает психологический и биологический иммунитет (10). Это – дианалитический декалог или десять принципов, основной инструмент дианалитика, с помощью которого проводится любая форма консультирования и терапии, включая и. Чтобы стать именно «терапевтической», Идея «пробегает» по этим десяти ступенькам дианализа:
Пример 3.6.
Далее в беседе были перечислены другие виды страховок: перила на балконе, заграждения от случайных падений, парашюты, глубокий снег и пр. После этого клиентка смогла спокойно обсуждать темы, связанные с высотой: лучшее обозрение с высоты, «господствующая высота», высота как достижение и т. д. Таким образом, с помощью терапевтической идеи «необрывающейся» страховки, клиентка преодолела тенденцию избегать высоты даже в мыслях, на когнитивном уровне. Она готова учиться падать со страховкой и занимать «господствующие высоты». Ход дискуссии по этапам: 1 этап. «Проблема» — опасное падение из-за «обрывания» связи с устойчивым основанием. Это – «тезис», мнение клиента о том, что высота чревата падениями. Опыт детства, падение в яму с водой, являлся тому подтверждением. 2 этап. Универсальная страховка от падений с высоты — «антитезис», ведущий к парадоксу: падать очень опасно, но весело и приятно. 3 этап. Микрооткрытие — техника безопасного приземления, основанная на определении сущности проблемы — гравитация, неизбежная на земной поверхности. Отсюда — надувные баллоны, делающие безопасным падение, парашюты и другие виды «страховок». 4 этап. «Терапевтическая идея» — подготовленное, безопасное, осмысленное, натренированное падение, то есть «умение падать». Выбранная новая стратегия — не избегать высоты и падений, а стремиться найти возможность «упасть» с доступной высоты технически грамотно, без повреждений и даже с удовольствием. Клиентка отказалась от заблуждений в отношении невозможности безопасного падения. 5 этап. "Миф о безопасном падении " ("ангелы на крыльях принесут к земле").Оно возможно, безопасное падение. Человечество придумало громадное количество приспособлений для безопасного приземления с высоты, для безопасного падения и пр. Падать и опасно, и безопасно — все зависит от намерений самого человека, оттого, что он хочет — разбиться или развлечься. |