© 2005 В.Завьялов

О медитации

Медитативный гнозис



В так называемом обыденном (практическом) мышлении человек чётко отделяет себя от предмета мысли. В медитативном познании (гнозисе) человек как Познающее сливается с объектом познания. Фундаментальное различение между Познающим и Познаваемым исчезает! Без этого различения познания нет вообще.

Конечная цель медитации изучать-познавать не объекты, а себя самого – Субъекта. При этом субъект не становится объектом, следовательно, в медитации мышление перестаёт быть предметным вообще. Так примерно и объясняют сущность настоящей медитации учителя восточной медитации. Получается, что в медитации человек познаёт прекращение познания. Он исследует свой «затухающий», успокаивающийся ум.

В книге «Искусство быть счастливым» Далай-Лама предлагает такую медитацию, целью которой является преодоление всяких концептуализаций, включая любые концепции самого себя, своих медитативных состояний. Надо представить свой ум в первозданной чистоте, т.е. не мыслить никаких объектов – никаких образов внешних объектов: не вспоминать, не фантазировать, не перебирать в уме никаких понятий, образов, впечатлений. Это весьма трудно. При этом сон не должен заменить саму медитацию. Уснуть во время медитирования – это уйти от трудной задачи представлять собственный ум действующим, но без объектов. Далай-Лама предлагает образ реки:

«Когда река течёт быстро, её русло трудно рассмотреть. Если же вам каким-то образом удастся остановить течение воды в обоих направлениях, вы отчётливо увидите дно реки. Точно так же, когда вы остановите погоню ума за внешними объектами, мысли о прошлом и будущем и т.д., в то же время не отключая его совсем, вы увидите то, что находите на глубине, ниже обычного потока мыслей. Это – глубинный покой, глубинная ясность ума.» (стр. 330)

Дойти до такой фазы медитативного погружения совсем не просто. Скорее всего, надо долго тренироваться в содержательных «затухающих» медитациях, прежде, чем появится возможность размышлять без объектов, так, чтобы ум сам себя мыслил. На этом пути будут изучены «переходные объекты», если использовать термин Винникотта, т.е. такие объекты, которые не совсем отражают внешние объекты (модели объектов мира), но ещё не являются собственными психическими процессами, которые всегда прозрачны для сознания, невидимы. Эти "переходные объекты" в медитативном познании можно обозначать как "объекты третьего мира" - объекты, не принадлежащие ни внешнему, ни внутреннему миру. Григорий Сковорода назыввал "третий мир" миром символов. Символ связывает воедино оба мира - внешний и внутренний.



На главную | К оглавлению