© 2005 В.Завьялов

О медитации

Самовоспитание



Медитация – тип работы с самим собой, способ саморазвития и самоконтроля, воспитания ума и чувств, воспитания сдерживателя поведения. Это, пожалуй, самое общее определение медитации, её функции. Русский физиолог Сеченов доказал, что в основе спихики лежит "центральное торможение" - активное сдердивание автоматизмов. Поэтому, медитативная практика и должна быть причислена к одному из средств самовоспитания и саморазвития.

Содержанием медитации может быть любой предмет – созерцать можно себя самого, продукты собственного мышления и воображения, внешние объекты, различные аспекты реальности, абстрактные понятия, звуки, запахи, ощущения и т.д. При этом сам процесс медитации заключается в концентрации внимания на внутренних «картинах», представлениях, в которых живут и умирают, трансформируются, размножаются, появляются и исчезают «персонажи» этого внутреннего действия.

В общем виде, медитация всегда есть та или иная степень самоконтроля, мониторинг происходящих внутри человека событий. Без этого медитация не есть медитация. Чогъям Трунгпа, признанный авторитет в области медитативной практики буддизма, в книге «Преодоление духовного материализма» (глава 13 «Шуньята») пишет о том, что целью медитативного самоконтроля является «шуньята» — состояние «наполненной смыслом пустоты». «Шуньята» — «это не просто осознание того, что мы такое, чем мы являемся по отношению к какому-то объекту; это скорее ясность, которая преодолевает концептуальную оболочку и ненужные заблуждения. Мы более не охвачены очарованием объекта, не вовлечены в ситуацию, как субъект; здесь свобода от «этого» и «того». То, что остается, это открытое пространство, отсутствие дихотомии «то-это». Именно такое состояние имеет в виду «серединный путь» мадхьямика».



На главную | К оглавлению