© 2005 В.Завьялов

О медитации

Искусство созерцания



Важнейший навык, позволяющий именно «медитировать» – созерцание. Идеальное созерцание – уметь созерцать то, что есть («как оно есть»), не прибавляя к этому ничего «лишнего». Психологически это означает, что предмет созерцания не должен получать никаких оценок, никаких объяснений, интерпретаций и толкований. На нём не должно быть даже следа «мнения», от кого бы оно не исходило. На нём не должно быть предварительного знания, как если бы предмет рассматривался впервые.

На Востоке существует два принципиальных предмета созерцания:

Оформленные предметы («протяженные» по Декарту) – «чувственные»; Беспредметные, «только мыслимое», понятийные, идеальные объекты.

К первым относят различные образы или реальные предметы, на которых фиксируется внимание, например, пламя свечи – излюбленный предмет созерцания (огонь костра, горящие угли, мерцающие звёзды). Можно мысленно представлять себе соответствующий предмет для созерцания, например, зеркальную гладь воды.

Ко вторым относят абстрактные понятия, которые невозможно представить в полном смысловом объёме в форме образа, например, понятие «истина». Конечно, можно представить себе аллегорическую фигуру – умудрённого старика-святого, или святую Софию-Премудрую, но это будет уже предмет чувственный, а не абстрактный.

Буддисты называют созерцание «дхьяной». Процесс созерцания или «дхьяна» разделён ими на четыре ступени:
    1) спокойное и свободное от чувственности исследование предмета, выбранного для со-зерцания;

    2) мысль остаётся сосредоточенной на предмете созерцания, но ум освобождается от рассуждений;

    3) ум полностью освобождается от всех страстей и индивидуализма;

    4) очищенность и безразличность ума ко всем воздействиям.

На главную | К оглавлению