РЕГИОНАЛЬНАЯ ДЕЛОВАЯ ГАЗЕТА
Континент
Сибирь
12 июля 2002
пятница, № 25 (304)
Антон ВЕСЕЛОВ

Владимир Завьялов:
«Проблема не в питии, а в трезвости…»

Пьющих людей, принимающих алкогольную зависимость за некую философскую категорию, помогающую адаптироваться в рыночной экономике, найдется немного. А уверенных, что алкоголизм - не болезнь, а незрелая форма религиозности, еще меньше. Тем не менее оба постулата известный новосибирский ученый, публицист и главный психотерапевт Новосибирской области ВЛАДИМИР ЗАВЬЯЛОВ в своей новой книге «Пьющий мужчина» приводит как базовые. Корреспондент «КС» АНТОН ВЕСЕЛОВ обратился к ученому за разъяснениями.

 
- Ваша книга полностью ниспровергает официальное отношение российской наркологии, которой вы прослужили 30 лет, к алкогольной зависимости. Вам надоело лечить алкоголиков?

- Действительно, можно сказать, что наркология получила нокаут от этой книжки. Я занимался наркологией много лет, но теперь пересмотрел свои взгляды. Алкоголизм - не болезнь, это явление, это способ приспособления к рынку. Быть не аддиктом в условиях рынка нельзя. Рыночная экономика построена на том, чтобы воспитывать универсального потребителя, жизненная сила которого - покупательская способность. Остаться личностью в этой системе координат довольно сложно, поэтому все люди в той или иной мере становятся аддиктами. Другое дело, что есть опасные аддикции (зависимости), например, наркомания, и безопасные, даже положительные - например, экстремальный спорт. Хорошо организованный, он практически безопасен. То же самое можно сказать и о дружеском застолье.

- Но ведь в последние годы стоит вопрос: «Пить или не пить?», а не вопрос: «Как пить?». Яппи стремятся к стерильности во всем…

- В современном обществе считается, что проблема - в питии. Дескать, нужно себя контролировать и «строить». А я считаю, что дело в трезвости. Трезвость - непереносимое состояние для многих людей, а «Трезвость - норма жизни» - наверное, самый лживый лозунг советских времен. Трезвая жизнь, жизнь «по понятиям» сопровождается обязательными конфликтами, психическими расстройствами. Чтобы научиться разрешать эти конфликты самостоятельно, необходим навык - не только умствования, но и навык здоровой психической жизни. Обучить массы людей такой сложной науке невозможно.

- Может быть, достаточно во что-то очень сильно уверовать?

 
Фото Михаила ПЕРИКОВА
 
- Да, но современная религия во многом себя дискредитировала, она не может помочь выстроить внутреннюю систему, и люди прибегают к простым методам нивелировать (на время) все свои проблемы - опьянять себя алкоголем, только так изменяя свое сознание. Я невольно пришел к выводу, что алкогольная зависимость - это незрелая форма религиозности. Причем догматы, философия, ритуалы, таинства алкоголизма параллельны христианству. Вот Ключевский и другие историки считают, что Петр I пытался унизить церковь, превращая церковные обряды в застольные, питейные: вместо «Веруешь?» - «Пьешь?». А ведь кто знает, может, он первым усмотрел параллель между верой и ее замещающим алкоголем. Мне даже такая крамольная мысль пришла в голову, что, может быть, христианство, вообще монотеистическая религия - это ответ на росшую в народе аддикцию. Это первая реабилитационная программа! Рим же спился! А Россия выстояла… Есть такое понятие «духовный самозванец» - это пары алкоголя, которые дают пьяному иллюзию всемогущества. Алкогольные фантазии занимают место, не занятое авторитетом. Этакая безотцовщина - нет отца, в которого можно безоговорочно верить, не осуждая. Место Бога, место Абсолюта занимает алкоголь. Алкоголь обладает такой символической мощью, что его можно сравнить только с деньгами. Деньги, как и алкоголь, - универсальная ценность.

- Мне тоже кажется, что алкоголь - это нечто большее чем C2H5OH. Но в чем разница между химической формулой и пьянящим напитком?

- У алкоголя очень мало «прямых» эффектов. Но это вещество очень эффективно и последовательно подавляет нервную систему, это такой иерархический яд. Он подавляет активность нервной системы, начиная с верхних этажей и далее - по пирамиде вниз. Так же устроено и общество… Только для пьющего богом становится его собственная психика. А если он так определяет бога, то он «попал», он уже не выйдет из этой зависимости, из этого блуждания ума. Без сомнения, чтобы приостановить алкогольную зависимость, достаточно все хорошенько обдумать (ни в коем случае не кодироваться, не создавать себе лишних проблем!). Но не циклиться на дилемме пить - не пить. Я еще в докторской доказал, что сознание у пьющих построено таким образом, что они создают некий парадокс, нерешаемую задачу - пить не пьянея.

- Вы считаете, что отказаться от алкоголя невозможно?

- Вторая часть моей книги посвящена тем, кто решился на трезвость. Я считаю, что перед тем, как «завязать», надо сто раз подумать, зачем тебе это надо. Того, кто бросает пить, ждут серьезные испытания, другая жизнь. Бросивший пить сразу же сталкивается с проблемой горя непреходящего. В старославянском горе - это подъем над переживанием, гора. Это такой путь мученичества, нужно подняться, возвыситься над своим горем, над самим собой, над своими желаниями, избавиться от лживой надежды, которая всегда есть у пьющих. Я показываю различие между славянским и западным путем выхода из алкогольного тупика. Западный путь - путь поверженных. Первый шаг вступившего в общество анонимных алкоголиков - сдаться, признаться, что «я бессилен» бросить пить. У славян опыта поражений, видимо, меньше, наши люди не привыкли отступать, им остается только горевать. Это как раз говорит о единственно верном для русских, бросающих пить, пути преодоления гордости - нужно взвиться над собой, занять другой эшелон, научиться жить, не вредя себе и своим близким.