Лариса ТУЧИНА

29.05.00, «Вечерний Новосибирск»

Парадокс
как выход из тупика

Владимир Завьялов

    Тот понедельник оказался действительно тяжелым... С утра шел дождь, который затем сменился снегом. Хмурое небо, навевающее «приятные» воспоминания об октябре, спровоцировало столь же хмурое расположение духа. А все, вместе взятое, - сплошные неудачи в делах. Ничего не клеилось. И когда я уже плюнула на все, смирившись с судьбой и уповая на завтрашний день, решив, что на сегодня «нескладух» уже предостаточно, раздался телефонный звонок... Подруга поведала мне жуткую историю, «подлив масла» в огонь моего скверного настроения. В половине четвертого ночи ее разбудила соседка - вся в слезах. Выяснилось, что ее сын-наркоман, не выдерживая страданий «ломки», пытается перерезать себе вены. Куда только ни звонили две женщины в этот ночной час с просьбой о помощи - они ее так и не получили. В какой-то очередной «службе» даже заявили: «воспитывать надо было лучше». Возможно. Но понимание этого отнюдь не умаляет горя несчастной матери. Результат этой сумасшедшей ночи - подруге пришлось одолжить соседке энную сумму на «допинг» для ее сына. Когда я ужаснулась подобному исходу, в трубке прозвучал вопрос: «А как бы поступила ты?». Действительно, как? И что это такое вообще, эта наркомания, так жестоко ломающая судьбы людские?

    - А это родовое понятие потребительского поведения, когда человек потребляет «нечто», чтобы изменить себя, свое ментальное состояние, хочет что-то переделать в себе, - утверждает главный психотерапевт Новосибирской области Владимир ЗАВЬЯЛОВ. - Наркомания - это так называемое аддиктивное поведение, один из вариантов ухода от реальности, времени. Отсюда и соответствующая лингвистика - «оторваться» (от реальности), «забыться» (то есть потерять контроль над текущими событиями). Не стоит думать, что аддиктивное поведение свойственно лишь человеку. Это особенность высокоразвитых существ - возможность контролировать себя изнутри. Повторяю: зависимость - это родовое свойство. И бороться с ним бессмысленно.

    - ???

    - Дело не в наркотике, а в человеке. Бороться с наркотиками - все равно, что сражаться с ветряными мельницами - такое же глупое занятие. Ведь перечень веществ, способных так или иначе воздействовать на психику, - просто бесконечен. Да в конце концов человек для изменения своего состояния может выбрать все, что угодно - от химических препаратов до идей. У подростка возможность влиять на окружающий мир очень мала. Остается контролировать только себя. Наркотики и «дарят» ему этот полный, тотальный контроль.

    - Как же в таком случае воспитать ребенка, чтобы в его душе в один далеко не прекрасный день вдруг не появилось желания нарушить табу?

    - Прежде всего, необходимо понять проблему, так как действия без понимания лишь ухудшают ситуацию.

     Милиция совершенствует методы борьбы с наркобизнесом. Что, в свою очередь, побуждает наркодельцов изобретать еще более законспирированную структуру. Борьба «в лоб» лишь фиксирует проблему, не решая ее. Общество попало в парадоксальную ситуацию, своеобразную ловушку: не бороться нельзя, а борьба усугубляет ситуацию.

    - Владимир Юрьевич, но ведь вы наверняка видите свет в конце туннеля?..

    - Парадокс требует столь же парадоксального ответа. Один из вариантов парадокса - общество «анонимных алкоголиков». В котором проповедуется отказ от силовых методов. Ведь часто как бывает? Мы говорим: «надо пересилить себя, перемочь», то есть совершить насилие над собой, что человеку совершенно не свойственно. Силовое решение приведет к тому, что проблема будет «закопана» или приобретет другие формы. Ненасильственный метод - это парадокс, то есть не то, что ожидается. Необходимо подойти как бы с другой стороны. Не сопротивляться этому родовому свойству, а осознанно его использовать.

    - Как же можно использовать порочное желание человека «уколоться и забыться»?

    - Я имею в виду позитивную аддикцию - стремление к счастью. Блаженство, счастье, радость - но достигнутые не с помощью наркотиков, а таким стилем жизни, который вызывает эти состояния. Кстати, многие религиозные традиции и рождают состояние эйфории, блаженства. И вообще сейчас общество напряженно ищет эти позитивные аддикции. «Ренессанс», русский стиль, боевые искусства - восстанавливается давно забытое, но требующее огромных личностных усилий.

    - Творчество?

    - Нет-нет, не творчество. Творчество и позитивная аддикция - совершенно разные вещи. Наркомания - это вариант патологического творчества как создания нового. Большевизм - тоже творчество этого же порядка. И психоз - вариант творчества.

Человек хочет быть нетворческим

    - Куда же пристало плыть кораблю души человеческой, дабы избежать опасных столкновений?

    - К традициям. Традиции у нас, в России, к сожалению, только ломаются. И еще один вариант парадокса заключается в том, что не надо ничего придумывать.

    - То есть?

    - Я говорю о бесконечном «изобретении велосипеда». Многое уже придумано до нас. Надо лишь восстановить те традиции, за которыми последует молодежь. Это именно то, над чем следует работать. Обряды, семейные традиции - у людей эта память есть, она существует на генетическом уровне. Наша задача - суметь «вызволить» ее оттуда. Вот самый простой пример - традиция приготовления пищи. Людям это интересно. Замечательная передача Макаревича «СМАК» - смотришь ее, и прямо слюнки текут. И самим ведущим, чувствуется, ну до того приятно готовить эту курицу, что просто трудно представить себе, что они, после того, как ее съедят, побегут что-то там себе колоть. У французов есть своя, национальная, традиция - они обедают по три часа. Не спеша, разговаривая друг с другом. Это замечательно. Если супружеская пара позаимствует подобную традицию неспешной застольной беседы (ну пусть не трехчасовой, но обязательно неспешной, спокойной, дружеской), то, ручаюсь, им будет интересно вдвоем всю жизнь. Более того - они и детям своим привьют чувство единения. Помогут им реализовать естественное стремление человека отнести себя к какому-то классу. Потребность в «принадлежности», которая оказывается сильнее других стремлений. Не стать, как выразился Достоевский, «беспочвенным», то есть человеком без почвы, без основы. Ведь потребление наркотиков - тоже своеобразная форма идентичности со своими правилами «игры», со своей терминологией. Человек в этом случае не принадлежит семье (он не любит и его не любят) или, допустим, спортивному сообществу. В городе-побратиме Новосибирска - Миннеаполисе существует целая Академия изучения старинных ремесел. Участники движения «Ренессанс», студенты академии учатся ковать мечи, столярничать, постигают тайны древней фармацевтики, готовят еду по старинным рецептам. Причем результаты их труда, да и сам процесс изготовления уникальных вещей по древним технологиям не остаются скрытыми от глаз «непосвященных». На огромной площади, специально для этого предназначенной, можно все это действо увидеть собственными глазами. Здесь же проводятся и рыцарские турниры - по всем правилам средневековья. Вот вам пример реабилитации замечательных традиций, в которые вовлечены и взрослые, и молодежь. Однако почему-то об этом никто не рассказывает, хотя побывали в Миннеаполисе многие наши городские чиновники. Только от себя об этом и слышу.

Разговоры разговаривать

    - «Все вокруг колхозное, все вокруг мое»... Коллективизм - это, конечно, хорошо. Никто и спорить не будет по этому поводу. Чувство товарищества, чувство локтя, когда - «один - за всех и все - за одного». Но природа не терпит перегибов, перекосов. Все должно быть в ней гармонично, уравновешенно. И каждый человек - один-единственный в этом мире. Личность. Сложное сочетание «единственности» и «мушкетерства». И семья - именно то место, где формируется этот альянс...

    - Да, безусловно, семья - самый важный «элемент» профилактики любых социальных отклонений в поведении человека. А ведь все чаще приходится сталкиваться - и по долгу службы, и по жизни - с людьми, оторванными от семьи. Мы как-то опросили около ста ребятишек, относящихся к категории «нюхальщиков». При этом никто из них не ответил утвердительно на вопрос, читает ли им кто-нибудь сказки. Маме и папе то ли вообще не до них, то ли они просто не понимают важности тесного общения с ребенком. Вы что думаете, они на самом деле наслаждаются «глюками», когда нюхают какую-нибудь дрянь? Да ничуть не бывало. Многие просто испытывают дурноту. Для них важно другое - то общение, которого им не хватает в семье и которое они вынуждены искать на стороне, объединяясь в группы. Ребят не контролировать нужно, а вести за собой, знакомя с различными сторонами жизни. Играть с ними в развивающие игры. А главное - говорить и говорить с ними. О том, что происходит в семье, в школе, в стране. Даже ничего другого не делая, а просто разговаривая с детьми, обсуждая проблемы - спокойно, по-человечески, можно многого достичь. Человек силен в разговоре, вся жизнь его протекает в разговорах. Именно через разговор приходит понимание, отсутствие которого и толкает подростков на улицу. Посмотрите, человек, ставший наркоманом, замолкает, он становится как бы человеком «в себе». Его практически невозможно разговорить. Он «закрыт» для людей.

Знание - не сила

    - А может ли общество, средства массовой информации, наконец, хоть что-нибудь сделать, чтобы помочь родителям уберечь детей от наркотического омута?

    - Не говорить о наркотиках.

    - Вы предлагаете «замалчивать» проблему, Владимир Юрьевич? Ну, тут уж проглядывает этакая «фамусовщина»: «Уж коли зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь»...

    - Я предлагаю не рассказывать людям о том, как, из чего делаются наркотики. Не возбуждать излишними подробностями любопытство. Не создавать иллюзий по поводу «легкого» кайфа. Психологическая зависимость от наркотиков очень сильна. Поэтому всевозможные мифы о заграничных и нашенских «творческих личностях», без особых усилий «завязавших» с этой напастью, приносят лишь вред. Более того, часто такие слухи вообще ложны и распространяются специально - в целях дополнительной «раскрутки» певцов или актеров с «полинявшей» популярностью. Так что я убежден, что знания иногда бывают и лишними.

НАЗАД