Очень интересно и своеобразно "восточная пентактида" проявляется во "внутренних стилях" Тайцзы-Цюань:
Первому моменту лосевской пентактиды (Одно) соответствует Единая Ось, проходящая через копчик и макушку головы (либо Единая точка сосредоточения, находящаяся ниже пупка). Осознать эту Единую ось можно путём длительных тренировок "Столбового стояния" и медленных перемещений, сохраняя прямостояния.
Второму моменту лосевской пентактиды (Многое) соответствует концепция "лучей" или каналов движения Ци (или Ки) - жизненной энергии. Минимальное количество "лучей" пять: две руки, две ноги и голова. На тренировках отрабатывается "расширение Ци" - выход (или выброс) энергии через лучи. На продвинутых этапах отрабатывается перемещение энергии Ци по отдельным каналам-мередианам (их 24) и через отдельные точки (их более 600).
Третьему моменту лосевской пентактиды (Становление) соответствует так называемая "Сфера" или "Шар Тайцзы". Все движения и перемещения в Тайцзы-Цюане круговые. Из бесконечное множество и образуют сферу. Единая ось и "лучи", объединяясь, создают сферу. Границы сферы изменчивы. Сфера везде и ни где.
Четвёртому моменту (Факт) соответствует особого рода переживания "импульса" (так называемая "импульсная техника"), когда тело начинает ощущаться как некий "огненный скелет" - вместо привычного ("неправильного") ощущения мышечной массы появляется ощущение прохождения импульса по кругам. Верхний круг образуют руки, по которым идёт импульс одновременно по часовой и против часовой стрелки. Нижний круг - ноги. Оба круга образуют "восьмёрку" ("Чаньсы цзин")
Основой тайцзи-цюань является чаньсы цзин - "усилие обматывающего шелка". Различают шунь чань - "обматывание по часовой стрелке", и ни чань - "обматывание против часовой стрелки". В атакующих движениях используется центробежная сила, в защитных - центростремительная. Обматывающие движения требуется делать не просто по дугам круга, а по дугам овала или отрезкам спирали.
Фактом правильных усилий в тайцзи-цюань "внутренней школы" является геометрические представления и ощущения собственного тела - "огненный скелет", некие правильные окружности и "восьмёрки", которые не просто вписываются в окружающее пространство, а происходят из этого пространственного энергетического поля. Лосев о диалектике говорил, что это - "логический скелет Бытия". Связочный аппарат и вообще соединительная ткань, о которой раньше думали, что она просто "поддерживает" важные органы, является в этой философии главным фактом бытия. Современная медицина начинает приходить к такому же выводу: всё самое важное, что относится к поддержанию и сохранению здоровья, происходит именно в соединительной ткани. Если она здорова - здорово и остальное тело, остальные органы, а не наоборот!
Пятому моменту лосевской пентактиды (Нестановящееся) соответствует сложно вербализуемая концепция "Объединения с энергией Ци". Цель всех занятий и усилий в Тайцзы-Цюань - достичь гармонии с ритмами Космоса, синхронности с "энергетическими вихрями", вписаться в пространство и др. Это, конечно, некий миф, который не становится, но своим смысловым светом освещает каждое движение, каждый вдох, каждый момент тайцзыанской внутренней жизни.
Назад
|