Диалектика в Тайцзы-Цюань:
Пентактида

 


 

Очень интересно и своеобразно "восточная пентактида" проявляется во "внутренних стилях" Тайцзы-Цюань:

Первому моменту лосевской пентактиды (Одно) соответствует Единая Ось, проходящая через копчик и макушку головы (либо Единая точка сосредоточения, находящаяся ниже пупка). Осознать эту Единую ось можно путём длительных тренировок "Столбового стояния" и медленных перемещений, сохраняя прямостояния.

Второму моменту лосевской пентактиды (Многое) соответствует концепция "лучей" или каналов движения Ци (или Ки) - жизненной энергии. Минимальное количество "лучей" пять: две руки, две ноги и голова. На тренировках отрабатывается "расширение Ци" - выход (или выброс) энергии через лучи. На продвинутых этапах отрабатывается перемещение энергии Ци по отдельным каналам-мередианам (их 24) и через отдельные точки (их более 600).

Третьему моменту лосевской пентактиды (Становление) соответствует так называемая "Сфера" или "Шар Тайцзы". Все движения и перемещения в Тайцзы-Цюане круговые. Из бесконечное множество и образуют сферу. Единая ось и "лучи", объединяясь, создают сферу. Границы сферы изменчивы. Сфера везде и ни где.

Четвёртому моменту (Факт) соответствует особого рода переживания "импульса" (так называемая "импульсная техника"), когда тело начинает ощущаться как некий "огненный скелет" - вместо привычного ("неправильного") ощущения мышечной массы появляется ощущение прохождения импульса по кругам. Верхний круг образуют руки, по которым идёт импульс одновременно по часовой и против часовой стрелки. Нижний круг - ноги. Оба круга образуют "восьмёрку" ("Чаньсы цзин")

Основой тайцзи-цюань является чаньсы цзин - "усилие обматывающего шелка". Различают шунь чань - "обматывание по часовой стрелке", и ни чань - "обматывание против часовой стрелки". В атакующих движениях используется центробежная сила, в защитных - центростремительная. Обматывающие движения требуется делать не просто по дугам круга, а по дугам овала или отрезкам спирали.

Фактом правильных усилий в тайцзи-цюань "внутренней школы" является геометрические представления и ощущения собственного тела - "огненный скелет", некие правильные окружности и "восьмёрки", которые не просто вписываются в окружающее пространство, а происходят из этого пространственного энергетического поля. Лосев о диалектике говорил, что это - "логический скелет Бытия". Связочный аппарат и вообще соединительная ткань, о которой раньше думали, что она просто "поддерживает" важные органы, является в этой философии главным фактом бытия. Современная медицина начинает приходить к такому же выводу: всё самое важное, что относится к поддержанию и сохранению здоровья, происходит именно в соединительной ткани. Если она здорова - здорово и остальное тело, остальные органы, а не наоборот!

Пятому моменту лосевской пентактиды (Нестановящееся) соответствует сложно вербализуемая концепция "Объединения с энергией Ци". Цель всех занятий и усилий в Тайцзы-Цюань - достичь гармонии с ритмами Космоса, синхронности с "энергетическими вихрями", вписаться в пространство и др. Это, конечно, некий миф, который не становится, но своим смысловым светом освещает каждое движение, каждый вдох, каждый момент тайцзыанской внутренней жизни.

 


Назад



Владимир Завьялов
доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой психотерапии
факультета усовершенствования врачей (ФУВ)
Новосибирской Государственной медицинской академии