Завьялов Владимир Юрьевич

Первая аттестация на 1 дан по джо-до
в России в 2000 году.
На переднем плане Матвеев и Яковлев.
На втором плане справа В.Завьялов


Дзё-до: искусство фехтования палкой

Кихон


Камаэ положение тела и ума

Это то, что называется "исходное положение". Из этого положения должна исходить Сила и Концентрация. Даже в движении, какое оно бы ни было, камаэ должно сохраняться. Слом камаэ - это проигрыш или неминуемая смерть. Тот, у кого камаэ нарушено, "уже мертвец". Камаэ может означать и промежуточное положение между двумя разделенными логикой развития ситуации действиями. Например, в формальных ката после одного отражения-удара дзе следует камаэ, в котором ожидается наступление ответного действия партнера-противника, а затем следует второй удар или другое угрожающее действие. Нарушение камаэ после первого действия ведет к катастрофе: все последующие действия будут уже не эффективны. Это и есть "выведение из равновесия". Смысл киай как раз и состоит в том, чтобы нарушить, хоть на мгновение, хоть на миллиметр, равновесие ума и тела, правильное положение ума и тела - камаэ.

Дзансин - состояние готовности, бдительности.

Состояние полного равновесия и расслабления, но такого, которое дает возможность мгновенно действовать в любом направлении и любым способом. Это концентрированное спокойствие, центрация сознания, сосредоточенность, но никак не "расслабуха". Главная цель дзансин - сохрканять постоянно превосходство над противником, поверженным или нет. В случае начала "схватки" дзансин проявляется в "ай-контакте" - непрерывной фиксации взглядом глаз противника.

Мааи - правильно выбранная дистанция

Мааи - это не только физическое расстояние между сближающимися противниками, Это еще и территория, которую защищают Тори и Мотодачи. На своей территории каждый демонстрирует то или иное намерение:
  1. Уважительное отношение - Рэй, поклон выпрямленной спиной;
  2. Решительное ожидание - камаэ
  3. Угрожающие действия - направленное оружие и изготовка
  4. Атака, которая всегда начинается с "собственной территории"
Схватка происходит на некоторой невидимой, воображаемой "границе", когда нападающий "переходит границу" и опасно сближается, т.е. становится досягаемым для оружия - дзе.

Кикентай-но ичи единение с оружием (мечем или палкой)

В теории кендо считается правильным такой порядок приоритетов:

БАЗОВАЯ ТЕХНИКА

На сегодняшний день Всеяпонской Федерацией утверждены следующие формы - 12 omote (внешних) форм, 12 chudan, 2 ran-ai ,12 kage, 6 samidare, 5 gohon no midare, 12 okuden (секретных форм

12 Кихон

  1. хонте-учи
  2. гякуте-учи
  3. хики-отоси-учи
  4. каэси-дзуки
  5. тыкутэ-дзуки
  6. маки-отоси кури-цукэ
  7. кури-ханаси
  8. тай-атари
  9. цуки-хадзуки-учи?
  10. до-бараи-учи
  11. Таи-хадзуси-учи

1.Хонте-учи

Стойка перед ударом

Вначале принимается положение Хонте-но-камае: из стойки Цуне-но-камае, в которой дзё держится опущенной рукой мягко справа так, чтобы киссаки (конец палки) точно "смотрел" в межглазье партнеру, делается тычок в направлении этой цели - точка Инь-тан с шагом правой ноги вперед ("Ичь"). Левая руку хватает ближний конец палки тремя пальцами, дзё занимает положение впереди тела по срединной линии, правая рука скользит по древку от центра дзё к точке, удаленной от ближнего конца палки примерно на 35-40 см., - это около 25% длинны дзё ("Ни"). Левый кулак располагается на расстоянии чуть больше кулака от живота ("Хара" - центр силы).

Удар

Выбирается цель - верхняя часть головы противника (Шомэн), взгляд направлен прямо в глаза противнику. Тело разворачивается слегка влево и дзё убирается: втягивается как билиардный кий левой рукой через кулак правой. Правая рука остается в горизонтальном положении и служит как бы "прицелом". Захват киссаки правой рукой делается также тремя пальцами так, чтобы ишизуки (торец палки) упирался в центр ладони - точку Лао-Гун (8 точка меридиана перикарда). Левая ладонь упирается в торец палки точкой Лао-гун и собрана в кулак. Удар делается с шагом левой вперед в направлении цели. При этом правая рука становится центром вращения палки, а левая с открытой ладонью (ладонь слегка складывается "лодочкой") толкает дзё по круговой линии, ладонью скользя по дзё до точки, отмечающей примерно 25% длины палки. В самый момент касания киссаки с целью ( в ката цель - точка чуть выше головы партнера, а не сама голова!) руки делают скручивающее движение ("выжимание мокрого белья вовнутрь) с криком "Й-и-и-е-е-е-е" (Киай). Мысленно необходимо сконцентрировать всю силу удара в киссаки, - послать импульс из ног, через центр тела ("Хара"), через руки в дзе, и как бы ударить не самой палкой, а импульсом сконцентрированной энергии, выпущенной через дзё.

Стойка после удара

Момент удара фиксируется на краткий миг "выхода всей энергии", поэтому тело на миг замирает в конечном положении касания киссаки с целью. Из этого положения надо опустить дзё вниз так, чтобы конец палки опять "упирался" своим "продолжением в пространство" и "смотрел" в точку Инь-тан (между глаз) противника, и встать в стойку Хонте-но-камае, но уже левостороннюю. Приготовиться к удару правой рукой.

2. Гиякуте-учи

Стойка перед ударом

Из стойки Цуне переход в стойку Гиякуте: левая рук захватывает киссаки тремя пальцами ("Ичь"), с шагом правой ноги вперед дзё переносится как при ударе хоне вперед, вращаясь в точке опоры в центре левой ладони ("Ни"). В этом положении правая рука держит дзё обратным хватом, т.е. ладонь правой руки (мягко сжатая в кулак) повернута вправо. При этом кисть необходимо держать выпрямленной, не сгибать вовнутрь, что обычно делают начинающие. Удар Движение похоже ( обычно так это объясняют инструктора Дзё-дзё-до) на греблю веслом байдарки. Правая рука "нацеливает" дзё и становится точкой опоры, вокруг которой второй конец палки делает круговое движение (полукруг). Левая рука (кулак разжимается и пропускает через себя палку) скользит по палке, толкая её вперед-вверх-вперед. Удар наносится в точку верхней части виска (как в кирикаисси) - ёкамен-учи, с шагом правой ноги вперед. В момент "касания" с целью руки делают скручивающее движение вовнутрь. Правая рука держит дзё обратным хватом, кисть выпрямлена. Расстояние между кулаками - 2 кулака (25% длинны дзё). Киай "Й-и-е-е-э-э-э".


Назад