Завьялов Владимир Юрьевич

Конечное положение многих ката:
дзё направленно в точку "Инь-тан"
(между глаз) противника


Дзё-до: искусство фехтования палкой

Ката


ЦУКИ-ДЗУЕ

Это - первая форма 12 основных ката, на примере которой я покажу внутреннюю сторону джо-до, тонкости и детали движений. Данная статья написана сразу после осеннего 2000 года семинара по джо-до в Москве. Обучение проходило под руководством сенсея Иде.

Камаэ.

Ровное стояние во фронтальной стойке. Дзё опускается прямо перед собой и ставится строго вертикально на пол. Взгляд устремлен на противника, на дзё смотреть не надо. Из Цуне-но-камае дзё переносится вперед и медленно опускается. Хват верхнего конца дзе тремя пальцами (мизинец, безымянный и средний) сжатыми в кулак. Большой и указательный находятся сверха торца дзе в легко сжатом состоянии.

Дзансин.

Ожидание атаки мотодачи с мечом.

Действия мотодачи.

Видя, что дзёдока встал в дзансин, мотодачи вынимает меч и с шагом вперед, "накачиваясь боевой мощью" ("У-у-м-м-м-м-м"), становится в стойку Чудан. В этой стойке он оценивает ситуацию и принимает решение атаковать. Для этого он делает шаг левой вперед и принимает стойку Хасе-но-камае (меч держится почти вертикально на уровне груди так, чтобы гарда была на уровне рта). Смотрит неотрывно "грозным взлядом" прямо в глаза дзёдоки. Затем делает три шага вперед, начиная с левой, так, чтобы подойти на расстояние нанесения удара из левосторонней стойки. Наносит удар с шагом вперед правой ногой, целясь в руку, держащую дзё (задача "отрубить кисть"). Сам удар наносится по срединной линии до пояса, чтобы кончик меча сделал разрез по середине тела. Киай - "Й-е-а-а-а-а-а" мощный, "убивающий душу противника".

Уход с линии атаки

В момент нанесения удара, когда меч начинает опускаться из Дзёдан, но не раньше (!), делается длинный шаг назад-вправо, левая нога подтягивается к правой, выпрямляется, но не до конца, ноги остаются на 1,5 ширины плеч, тело развернуто вправо, левым боком к противнику, голова повернута в сторону противника, спина прямая, 70% веса тела на правой ноге, допускается легкий наклон вперед. Дзё оттягивается следующим образом: перед самым шагом кулак перемещается вверх на ишизуки центром ладони и переводится в хват киссаки во время перемещения назад. Сначала дзё наклоняется в сторону отхода, а затем левая рука прижимает дзё к полу и палка с усилием, как бы прочерчивая прямую линию на поверхности, бороздит еще немного назад. Правая рука, держащая конец дзё, упирается кулаком в вправое бедро. В этом положении дзё становится как бы пружиной ("рессорой"), которая раскручивает удар кате.

Удар кате

Оттолкнувшись ногами и дзё от пола, дзёдока наносит удар по левой, ближней руке противника, который держит "провалившийся" после удара в пустоту меч в положении Чудан-но-камае. Свободный киссаки описывает неполную петлю в воздухе - вправо-вверх-вперед-вниз. В момент касания с рукой противника делается скручивающее движение руками и дзё подается прямо вперед до упора в "Плексус" противника (Удар по руке + угроза "проколоть насквозь") с киай - "Й-и-е-е-е-е-а-а-а".

Действия мотодачи.

Противник, получив удар по руке и тычок в плексус, отступает на пол-шага назад, оставаясь в правосторонней стойке, и поднимает мечь в Дзёдан-но-камае.

Удар и прижим левой руки

Когда противник отошел и поднял меч наносится второй удар (Хонте-учи) левой рукой с шагом вперед левой: дзё убирается назад-вниз с левой стороны тела; при этом свободный киссаки постоянно угрожает точке Инь-тан, правая рука "нацеливает" дзё. Удар наносится по левой руке, чуть выше запястья так, чтобы дзё оставалось в срединной плоскости и после опускания вниз "смотрела" в Инь-тан. В момент касания с целью делается скручивающее движение руками и дзё прижимает руку с мечем, заставляя опуститься меч.

Действия мотодачи.

После удара по левой руке мотодачи делает маленький шаг (подшаг) назад, отодвигаясь от киссаки, которое прижимает левую руку прямо над головой (если не отступит, то кончик дзё упрется прямо в лоб!), и опускает меч медленным движением - меч как бы нехотя сползает с позиции готовности к удару - в позицию Ваки-но-камае. Взгляд устремлен в глаза дзёдоки.

Убирание дзё

Убрать технично дзё означает так перемещать оружие, чтобы угроза удара - тычка не прекращалась ни на миг. Противник внимательно следит за тем, не образуется ли какое-либо свободное место, щелочка для атаки. Когда противник отступает и опускает меч, дзё тоже опускается и киссаки угрожает точке Инь-тан. Как только меч останавливается в позиции Ваки-но-камае, дзё медленно убирается назад-вниз левой рукой, правая остается на месте, пропуская через свой разжатый кулак древко дзё, - киссаки постоянно нацелен в точку Инь-тан. Из этого положения правая рука быстро переносится вниз и кулак с зажатым киссаки кладется на бедро правой ноги, кулак разверут наружу. Левая рука поднимается до горизонтального положения, кулак расжимается , дзё удерживается между большим и указательным пальцем. В случае повторной атаки из этого положения выполняется удар Тай-хадзе- с отходом назад (шаг правой назад). Затем кулак правой руки поворачивается ладонью к бедру и перехватывает дзё, создавая как бы "ножны" для дзё. Делается приставной шаг левой ногой во фронтальную стойку и дзё переводится в Цуне-но-камае движением, напоминающим вложение меча в ножны. Левая рука скользит по древку, направляя киссаки в сторону плексуса противника, доходит до правой и затем идет к левому боку, на свое место.

Действия мотодачи.

В момент убирания дзё "в ножны" мотодачи делает подшаг левой ногой назад, приставляя к правой и переводит меч в положение Гедан. Меч разворачивается по часовой стрелке так, чтобу кончик меча был нацен в левое колено дзёдоки, а лезвие меча было направлено на лодышку правой ноги. Это действие должно быть одновременным с отходом дзёдоки.

Противники возвращаются на исходные позиции. Мотодачи делает 5 мелких шага назад. Дзёдока - три шага влево и назад.


Назад