Психотерапия и Тайцзы-Цюань

 


 Сначала я просто прокоментирую 12 принципов Чжэн Манцина из его книги "Тринадцать глав по Тайцзы-Цюань" как психотерапевт-практик, а потом сравню эти принципы с универсалиями дианализа.

1. Расслабление.

Расслабление требует освобождения всех мускулов и сухожилий тела без дальнейшего напряжения. Это значит, что надо сделать поясницу такой подвижной, чтобы все движения казались как будто без костей. Казаться "без костей" означает, что существуют только сухожилия. Сухожилия имеют способность освобождаться. Когда это выполнено, нет никакой причины не быть расслабленным.

В психотерапии снятие напряжения - эмоционального, "нервного", психического - является одной из главных целей. Психотерапия - лечение без лекарств, словом, разговором, человеческим отношением. В психиатрии лечат в основном лекарством - психотропными препаратами. Их основное свойство - снятие эмоционального напряжения, подавление избыточной активности ума, беспокойство которого и порождает фантазмы - представления о врагах, несчастьях и катастрофах. Психотерапевт обязан без лекарств сделать нечто похожее - нейтрализовать "избыток ума", вместе с клиентом "обуздать ум", который горделиво строит свои собственные интерпретации мира!

2. Погружение.

Когда мы способны полностью расслабиться тогда мы "погружаемся". Когда сухожилия освобождены, тогда тело, которое они скрепляют, может опуститься вниз. В основном расслабление и "погружение - опускание" - одно и тоже. Когда погружаются, не "плавают"; "плавание" - ошибка. Если тело может опуститься, это уже очень хорошо, но нам нужно также опустить ци . Опускания ци концентрирует дух, что очень полезно.

"Погружению" соответствует реалистическая позиция человека - "опуститься на землю", не "витать в облаках", встать прочно на ноги в метафорическом смысле. В аутогенной тренировке Шульца использовался термин "аутогенное погружение", который означал состояние полного включения в релаксацию. Во многих техниках иммагинативной терапии (терапия с помощью воображения) клиент "погружается" в образный ряд воображаемых ситуаций. В трансовых методиках клиента "погружают в транс". В реконструктивных методах клиент "погружается в воспоминания" и перерабатывает смысл воспоминаний.

3. Разделение полного и пустого.

Это то, что классики тайцзи - цюань подразумевают под словами - "Тело в своем единстве имеет полную и пустую стороны". Правая рука связана по одной энергетической линии с левой ногой, и также для левой руки и правой ноги. Если правая рука и левая нога полные, тогда правая нога и левая рука - пустые, и обратно. Это то, что подразумевается под четким разделением пустого и полного. Таким образом, вес тела всегда находится на одной ноге. Если вес тела распределен поровну между двумя ногами, то это называется двойная нагруженность. При поворотах надо держать точку вэй-лу и спину прямо на одной линии, чтобы не потерять равновесие. Это очень важно. В интегративных моделях психотерапии "пустому" и "полному" соответствуют понятия "снижение функционирования" ("выпадение функций", "ослабление функции") и "гиперфункция". Задачами психотерапии являются либо усиление какой-то ослабленной функции личности ("Скажи наркотику "НЕТ!") или ослабление чрезмерно усиленной функции (редукция тревоги).

Пионерами в интегративное направлении в психотерапии были French и Kobe, которые в начале тридцатых годов попытались транслировать концепции и методологию Павловской психофизиологической школы в психоанализ, объединяя конструкты первой школы "торможение", "дифференциация", "обусловливание" с понятиями-конструктами второй - "вытеснение", "выбор объекта", "инсайт". Действительно, если хоть немного подумать, то можно сообразить, что и "Торможение" и "Вытеснение" каким-то образом схожи, описывают один и тот же процесс, но разными языками и на разных уровнях понятийного мышления.

4. Легкая и чувствительная энергия на макушке.

Это означает, что на макушке головы должна быть легкой и чувствительной, или же надо держать голову как бы подвешенной сверху. Такое положение головы можно сравнить с привязыванием сплетенных волос к стропилам. Тело тогда висит в воздухе, не касаясь земли. Только в этом случае можно свободно вращаться. Если голова отклонилась от этого положения, тогда вращение не возможно. Легкая и чувствительная энергия на макушке головы - это просто подвешивание макушки. При практиковании формы надо заставить точку юй-чжэнь на основании черепа выделиться, тогда дух шэнь и ци без всякого усилия встретятся на макушке.

Этот важнейший принцип Тайцзы, который часто обозначают просто как "поднятие головы", можно рассматривать в качестве телесного (постурального) выражения человеческого достоинства, самоуважения, подъёма духа, воодушевления, храбрости и пр. "Прямостояние" в переносном значении (не прогибаться под кого-то) является мета-целью психотерапии любой модальности.

5. Жернов поворачивается, а ум нет.

"Поворот жернова" суть вращение поясницы. "...Ум нет" - означает центральное равновесие, которое является результатом опускания ци в дань-тянь . "Жернов поворачивается, а ум нет" является устной передачей внутри семейства. Это особенно достойно внимания. После изучения этого указания мое искусство быстро прогрессировало.

В айкидо это тоже самое, что и "опускание центра тяжести", т.е. приобретение устойчивого положения. Во всех методах психотерапии терапевту вменяется в профессиональную обязанность сохранять эмоциональное и моральное равновесие - не переходить на "крик", не раздражаться, не выходить из себя, сохранять нейтральность, невозмутимость и т.д. Семейным психотерапевтам никак нельзя сочувствовать одним членам семьи и негодовать по поводу поведения других.

В дианализе данный принцип можно было бы сформулировать в терминах диалектики Лосева как "подвижной покой": при любом движении мысли первичное понятие, взятое как Одно, не меняется, остаётся в покое. По-другому: нечто-то, что является предметом познания, в процессе познания не меняется, ум остаётся неподвижным в том смысле, что не перескакивает на другой предмет.

6."Схватить воробья за хвост" похоже на использование пилы.

Во время "отката назад", "отражения", "надавливания" или "толчка" партнеры двигаются вперед-назад как будто работают двуручной пилой. При использовании двуручной пилы, каждый должен прикладывать одинаковую силу, чтобы движения были расслабленными и согласованными. Если на каком-либо конце пилы применяется сила, то она застрянет. Если партнер тянет на себя пилу и в результате она застревает, тогда ее нельзя будет вытащить назад, даже используя силу, и только толкание вперед освободит ее и снова установит баланс сил. Этот принцип имеет двоякое отношение к тайцзи - цюань .
Первое - поддаваться и следовать за партнером (податливость).
Следуя за противником, можем постичь чудесное действие принимаемой или выпускаемой энергии.
Второе - при малейшем движении оппонента можно предугадать это движение и опередить его. Таким образом, в то время, когда противник хочет бросить нас толчком, мы предугадываем это движение и первыми используем тянущую силу. Мы предугадываем это и опережаем его, используя его толкающую силу.

Метафора "двуручной пилы" на самом деле является чрезвычайно глубоким принципом. Быть способным предугадать малейшие движения оппонента, означает неустранимый и полноценный контроль ситуации. Можно эту метафору превратить в более привычную метафору танцевального движения, когда шаг вперёд одного танцора должен совпадать с шагом назад его партнёра. В гуманистических видах психотерапии принято называть данный принцип "конгруэнтностью психотерапевта", когда его действия полностью соответствуют реальной обстановке психотерапевтического контакта. В НЛП и других тонких манипулятивных техниках данный принцип реализуется в техниках "присоединения". В дианализе данный принцип реализуется в "Диагнозисе" и "Диалоге": совместное познание и диалогизация знания. Гнозис вдвоём есть тонкое совмещение движений ума клиента и терапевта.

7. Я не крючок для мяса. Почему вы висите на мне?

Тайцзи - цюань особо подчеркивает значение расслабления и чувствительности и отрицает жесткость и напряжение. Если вы подвешиваете свое мясо на крючке, то это мертвое мясо. Как мы тогда можем рассуждать о чувствительности ци ? Мой учитель постоянно бранил своих учеников, все время повторяя, что он не "крючок для мяса". Это устная передача семьи Ян. Эта концепция очень глубока и должна быть добросовестно изучена.

В других трактовках данный принцип выражается, например, как "стоять на костях", т.е. никак не напрягать мышцы и не думать о них вообще, как будто их нет вовсе. Всякое избыточное напряжение мышц ведёт к застыванию и малоподвижности ("греческая скульптура"). В психотерапии этому принципу может соответствовать лёгкость, с какой терапевт ведёт разговор, дискуссию, обсуждение темы, разработку сюжета и т.д.

"Мышцами" в дианализе являются принципы декалога. Их надо выучить и "забыть", т.е. сознательно никак не использовать во время сессии, быть свободными от их догматизирующего, замораживающего активность влияния!

8. При толчке не валятся как манекен для битья.

Всё тело легкое и чувствительное, а корень находится в пятках. Если не уметь расслабляться и опускаться, то это не легко постигнуть. Центр тяжести находится внизу. Это классики тайцзи - цюань описывают как "когда весь вес опущен на одну сторону, тогда существует свобода движения; двойная нагруженность приводит к бесчувственности". Если обе ноги нагружены одновременно, нет сомнений, в том, что можно быть поваленным первым же толчком. Короче говоря, энергия всего тела должна быть опущена в ступню одной ноги. Остальная часть тела должна быть спокойной и легкой, как пух лебедя.

Речь идёт о технике перемещения веса тела с одной ноги на другую так, чтобы в любое время и в любой ситуации (толкания, например) оставаться в равновесии, в состоянии прямостояния. В психотерапии часто встречается ситуация эмоционального нападения клиента на терапевта - недовольство, разочарование, недоверие, критика, проекция комплексов и т.д. Вот тут терапевту и приходится "переваливаться с ноги на ногу", т.е. смещать позицию, оставаясь в состоянии "прямостояния" (сохраняя самоуважение, профессиональное и личное достоинство).

9. Способность излучать (испускать) энергию.

Энергия и сила не одно и тоже. Энергия исходит из сухожилий, а сила из костей. Поэтому энергия свойственна мягкому, живому и чувствительному. Сила, напротив, свойственна тяжелому, мертвому, бесчувственному. Что мы понимаем под испусканием энергии? Это похоже на выпускание стрелы из лука. Стрельба из лука основывается на эластичности дерева и тетивы. Мощь лука и тетивы является результатом их мягкости, живости и эластичности. Различие между энергией и силой, способностью испускать и не испускать уже очевидны. Но это объясняет только природу выпускания энергии, но не описывает всей функции. Позвольте мне добавить несколько слов о методе выпускания энергии, как часто объяснял это мастер Ян. Он говорил, что надо всегда ловить момент для получения преимущества. Он также говорил, что от стопы к ноге, далее к пояснице должен быть едины поток ци . Он говорил нам, что его отец, Ян Цзяньхоу любил декламировать эти два правила. Тем не менее, улавливание момента для получения преимущества - весьма трудно для понимания. Я думаю, что работа двуручной пилы хорошо описывает эту идею. Я предугадываю намерение противника наступать или отступать. Противник уже отступил или наступил, но попадает под мой контроль - это "получение преимущества. Этот пример ясно показывает что способность объединить стопы, ноги и талию в единый поток ци , не только концентрирует мощь и дает нам новую жизненную силу, но также сохраняет все части тела в единстве и дает возможность делать все, что мы пожелаем. Вышеизложенное обсуждение показывает чудесную эффективность выпускания энергии. Ученики должны изучить это добросовестно.

Метафора "испускать энергию" соответствует в психотерапии так называемой "харизмы" психотерапевта: что-то он должен как личность "испускать", иначе ему никто не будет верить.

Действительно, "Сила" и "Энергия" не одно и то же. Терапевт может быть сильным логиком, сильным суггестором или знатоком жизни, но от него может и не исходить энергия (смысловая энергия, выразительность), поэтому эффективность его как психотерапевта будет не высокой.

10. В движении наши позы должны быть устойчивыми, вертикальными, непрерывными и уравновешенными.

Эти четыре слова - устойчивость, вертикальность, непрерывность, уравновешенность - очень известны, однако трудны для понимания. Только тогда, когда вы стоите устойчиво и прямо, вы можете чувствовать себя удобно и контролировать любое направление. Только при единстве и уравновешенности наши движения могут быть связаны и не будет никаких разрывов. Об этом классики тайцзи - цюань говорят так "Стойте прямо (вертикально) и устойчиво" и "энергия движется как вытягивающийся шелк". Если работать не обращая внимания на эти четыре замечания, то вы не научитесь подлинному искусству.

В психотерапии "устойчивость" это способность не выходить из психологического равновесия, оставаться спокойным и уверенным во время сессии. "Вертикальность" соответствует умению не склоняться к неправильному мнению, идти на поводу у клиента или его патологии. "Непрерывность" - способность идти к цели без остановок, без ненужной передышки, без отвлечения на восторги от промежуточных результатов. "Уравновешенность" - многозначное определение, обозначающее и психологическое равновесие, и уравновешенность рациональных и иррациональных моментов в терапии.

В дианализе "уравновешенности" соответствует концепция "кентавристики" объединение не объединимых компонентов и их равновесие (см. Стандарты).

11. Технику надо воспроизводить правильно.

Песня "толкающих рук" говорит нам, что "при отражении, откате назад, надавливании и толчке движения надо выполнять правильно". Если знания не истинны, то искусство будет фальшивым. Если при отражении вы касаетесь тела противника, или же при откате назад даете противнику коснуться вашего тела, то это неправильно. Когда применяете Сдерживание, не касаетесь тела противника, и когда откатываетесь назад не даете коснуться вашего тела, то это правильная техника. Во время толчка и надавливания надо сберегать энергию, для того чтобы не потерять центральное равновесие. Это правильно.

Следование "правильной технике" в психотерапии есть главный профессиональный навык, наработанный в тренингах, супервизии и "личной терапии". Отказаться от техники можно только тогда, когда эта техника освоена досконально и про неё можно забыть.

12. Отражение тысячи унтов четырьмя унциями.

Никто не верит, что можно отразить четырьмя унциями тысячу фунтов. Однако эти слова означают лишь то, что требуется всего четыре унции для вытягивания тысячи фунтов, а затем применяется толчок. "Вытягивание" и "отражение" это две разные вещи. Это не означает, что четыре унции используются для отражения тысячи фунтов. Лишь отдельно рассмотрев понятия "тянуть" и "отражать", мы сможем оценить всю их удивительную полноту. Метод вытягивания похож на привязывание веревки и кольца к носу тысячефунтового быка. Силой в четыре унции мы можем тянуть быка куда пожелаем. Бык не сможет избежать этого. Но тянущая сила должна быть приложена точно к носу. Если мы будем тянуть за рога или ноги, то наши усилия, сколь бы значительны они не были, не дадут желаемого результата. Таким образом, если мы правильно выбрали точку приложения нашей силы, то вполне возможно тянуть тысячефунтового быка силой четыре унции. Можно ли тянуть статую коня весом в тысячу фунтов гнилой веревкой? Нет! Все различие заключается в не одинаковом поведении живого и неживого. Люди обладают разумом. Если кто-то атакует меня силой в тысячу фунтов в некотором направлении, предположим в голову, тогда силой в четыре унции я тяну его руки, и следуя за линией его силы, отклоняю ее прочь. Это то, что мы называем "тянуть". После того, как мы вытянули нашего противника, его сила нейтрализована, и в этот момент мы можем выпустить энергию для того, чтобы его атаковать и оттолкнуть. Противник несомненно будет откинут на значительное расстояние. Лишь четыре унции мы использовали для вытягивания противника, но сила толчка несомненно должна зависеть от конкретной обстановки. Сила - энергия, используемая для вытягивания противника не должна быть очень тяжелой, так как в противном случае противник узнает наши намерения и найдет способ противодействовать им. Иногда можно позаимствовать тянущую энергию, изменить направления, и использовать это для атаки. Но противник может конечно понять, что его тянут, и начинать запасать силу, упираться. Тем самым он уже сам себя поставил в положение отступающего. Я тогда лишь следую его отступлению, освобождаю мою тянущую силу и атакую. Противник неизменно падает под нашими руками. То истинная контратака. Все вышесказанное было передано мне, Чжэн Манцину, устно мастером Ян Чжэньфу. Я не смею это держать в секрете и желаю распространить.

Данный принцип трудно прямо соотнести с нечто подобным в современной психотерапии. Часто говорят о "личной силе" психотерапевта, о его "имени", с помощью которого можно отразить "тысячу унций" горя и тревог клиента. Скорее всего следует поставить рядом с данным принципов точность в использовании языка, точность формулировок и реакций терапевта. Это его "высокоточное оружие"!

 


Назад



Владимир Завьялов
доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой психотерапии НГМА


Назад