Сенсей Сайто - лучший ученик Уэсибы

Психотерапия и айкидо


В чужих руках
(Эссе из книги В.Ю.Завьялова "Пьющий мужчина")

В айкидо школы "шин-шин" есть очень хорошее упражнение, которое наглядно демонстрирует понятие "чужие руки". Тори (тот, кто "принимает нападение") берёт под мышки уке (того, кто, "нападая, защищается") и пытается оторвать от пола. Это первая фаза. Обычно всем удаётся оторвать от пола партнёра ( "уке" ). Во второй фазе уке мысленно сосредоточивается и представляет себя очень тяжёлым, а центр тяжести - расположенным очень низко, ниже колен. Тори пытается поднять "ушедшего в себя" уке. Все попытки кончаются неудачей, уке как будто на самом деле становится невероятно тяжёлым, его поднять вот так, захватив под мышки, невозможно. В чём дело? Вес тела ведь не меняется от размышлений. Субъективно кажется, что меняется, становится тяжелее. В чём же загадка?

Инструктор Чарли Баденхофф, американец, живущий в Японии из-за страсти к айкидо, объясняет: центр тяжести перемещается вниз, поэтому сдвинуть человека невозможно. Это базовый принцип айкидо и всех боевых искусств востока. Если центр тяжести сдвинут вверх, то "уронить" человека ничего не стоит. Что ещё можно увидеть в этой простой игре с "центром тяжести"?

Вот первая фаза - уке не думает о своей тяжести. Он даёт себя поднять! Он участвует в собственном отрывании от земли: помогает тори, удобно кладёт себя в руки партнера, наклоняется к нему, почти припадает к груди, встаёт на цыпочки и тянется вверх. При этом полностью верит в то, что это его поднимают!

Во второй фазе уке и не думает помогать поднимать себя вверх. Он, как тяжёлый мешок, "срывается" с рук и стремится "приклеиться" к полу. Вот и вся разгадка: не давай себя в "чужие руки", оставайся в самом себе, в своих замыслах.



Дианализ и айкидо

Всякая истинная психотерапия, если это не тонкое (или "толстое")вымогательство денег, есть сражение за истину, есть искусство укрощения запутанного, испуганного, возбужденного греховными замыслами ума человеческого, есть искусство ухода от бесполезной и мучительной борьбы с личностью клиента, а наоборот, укрепление его личности.

Принципы айкидо во многом совпадают с основными принципами современной интегративной психотерапии:
  1. Принцип "Ки" и так называемая "психическая энергия"
  2. Принцип "Ирими" (Вхождения) и инволвемент в психотерапии.
  3. Принцип "Тенкан" ("Вращение") - превращение "противника" в партнера.
  4. Принцип "Укэми" и принцип "не вреди".
  5. Принцип "Атеми" и "отвлекающая атака" в психотерапии
  6. Принцип "Таи-сабаки" или уход с линии атаки и нейтральность психотерапевта
  7. Принцип "Хара" (Центрированности) и аутентичность психотерапевта
  8. Принцип "Расширения Ки" и принцип "отдачи" или "дачи помощи".

Ки

Принцип "Ки" и так называемая "психическая энергия"

Айкидо является одним из наиболее духовных боевых искусств и это во многом связано с использованием концепции "Ки". Название Айкидо можно перевести как "путь к гармонии с Ки". Точно сказать, что собой представляет Ки, очень не просто.

Некоторые полагают, что физической сущности Ки просто не существует. Вместо этого в обучении используются концепции духа, стремления, био-физико-психологической координации через релаксацию и осознание. Эти айкидоки часто не одобряют философско-духовный аспект Ки.

Другие айкидоки верят, что Ки существует как физическая сущность и может передаваться в пространстве. Они, с другой стороны, используют такие концепции, как "Ки вселенной", "Продление Ки" и т.д.

Вот что писал Киссёмару Уэсиба, сын О'Сенсея:

"Можно слышать, как ученики говорят, что "это ощущение некоего рода энергии, исходящей вперед из разума и тела в гармонии." Или "это необычная, жизненная сила, появляющаяся вдруг из неизвестного источника." Или "это спонтанное, неосознанное движение, которое освежает разум и тело после хорошей тренировки," и т.д.

Каждое высказывание верно в смысле, что это истинная реакция, являющаяся результатом личного опыта. И будучи прямым выражением ощущаемого состояния, оно содержит уверенность, которую нельзя отрицать. Таким образом, разница в ответах не имеет значения, она указывает не только на сложность точного определения Ки, но также говорит о том, что глубину и ширину Ки невозможно определить простым понятием."

Из этого видно, что основная концепция айкидо сопоставима с основной концепцией психотерапии - "психической энергией". Эта концепция такая же неопределенная, туманная и допускает различные толкования.

Дианализ рассматривает "энергию" как проявление сущности. Сущность проявлятся "энергийно", через действие, а действие немыслимо без "материальности", материального" и тела, следовательно, сущность (факт мира, факт Вселенной, факт Личности и пр.) не может не проявлять себя телесно, а тело не может двигаться в отрыве от сущности.

Айкидо не мыслимо вне телесности. Всякие рассуждения о "ки" в отрыве от телесной динамики бессмысленны, поэтому нормальные учителя айкидо, когда их начинают выспрашивать об "энергетических аспектах", говорят: "Вы пока выучите стойки, передвижения, научитесь сохранять равновесие, выучите базовую технику, научитесь уважать партнера, вести себя прилично в зале, а потом поразмышляйте об этом, если к тому времени не надоест искать "волшебную силу".

В дианализе точно также можно ответить на вопрос о "психической энергии" (которой якобы психотерапевт должен управлять?!): "Вы сначала научитесь самоконтролю, научитесь спокойно выслушивать человека ("стойки"), разучите правильные способы ведения диалога и познания ("передвижения"), научитесь сохранять эмоциональное равновесие во время оказания психологической помощи, выучите базовую технику - интервью, анализ, суггестию, персуазию и пр.("техника"), научитесь уважать клиента-партнера, вести себя прилично в кабинете психотерапии (не злоупотреблять своей властью), а потом поразмышляйте об этом (наедине с собой), если к тому времени не надоест искать "психические корни патологии".

"Телесно-ориентированная психотерапия" - это тавтология, поскольку без телесной выраженности сущности человека психотерапии вообще не может быть! Всякая психотерапия "телесно-ориентирована", но не всякая об этом громко заявляет!

Ирими

Принцип "Ирими" (Вхождения) и инволвемент в психотерапии.

Вход, или "ирими" - это одна из базовых техник Айкидо, используемая для ухода с линии атаки и "слияния с атакующим". На базовом уровне, ирими - это движение, похожее на плавный шаг по направлению или внутрь атаки оппонента. Большинство движений в Айкидо носят кругообразный или спиралевидный характер; ирими вводит человека в круг движения так, чтобы энергию атаки можно было направить по траектории круга, - очень похоже на то, как вы ловите кольцо на палец, позволяя циркулярной энергии вращаться вокруг пальца, а затем минимальным усилием посылаете его дальше в любом направлении.

Концепция входа делает акцент на важности помещения себя внутрь "радиуса опасности" атаки партнера. Представьте себе удар боксера. Удар концентрирует большую часть своей силы и эффективности в точке или рядом с точкой, где рука боксера полностью выпрямлена. Дальше расстояния действия руки опасность или угроза очень малы. Таким же образом, внутри зоны полного выпрямления руки двигающийся кулак развивает очень мало энергии и так же представляет мало или вообще никакой угрозы. Вместо удара боксера можно представить, например, любой удар рукой, ножом, мечом или палкой.

"Ирими" - больше, чем просто "базовая техника", это именно принцип. Его можно объяснить так: обычная реакция человека на опасность (атаку) - бежать, отдаляться от опасного источника. Ирими в дианалитической интерпретации - это отдаление через приближение: чем ближе к врагу, тем "роднее" он становится; "слияние" с противником делает невозможной атаку вообще, а "прилипание" к атакующей части тела (рука, нога, плечо, корпус, колено, голова и пр.) превращают защитное движение в атаку - так называемый принцип "направляющего контроля". В НЛП этот принцип называется "присоединения и ведение": психотерапевт "присоединяется" к манере поведения клиента ("отзеркаливает", "отражает"), а затем ведёт его в нужном направлении.

Одно из ключевых понятий современной психотерапии - инволвемент, что означает вовлечение ушедшего в свою болезнь клиента в зрелые размышления о жизни, в ответственный выбор, ответственное поведение и т.д. Пока не произойдёт вовлечение, не пойдёт никакая терапия - клиент останется в своей позиции, в своем печальном состоянии. Начальная фаза инволвемента сравнима с техникой вхождения "ирими": психотерапевт входит в положение клиента (эмпатия), вовлекается сам в поток переживаний клиента, оставаясь в равновесии и "в себе", сокращает психологическую дистанцию, "прилипает" к "атакующим частям" искривленного проблемой сознания клиента. В отличие от айкидо в психотерапии "вход" ("ирими") не так очевиден, не так ясно выражен телесно. Поэтому на продвинутых семинарах дианализа так полезно бывает показать вхождение физически и "поразмяться" для лучшего понимания сущности психотерапевтического действия!

Тенкан

.

Принцип "Тенкан" - боевое искусство поворота или превращение "противника" в партнера.

В примитивном значении тенкан - разворот всем телом в направлении атаки противника так, чтобы встать параллельно движению атакующего. Российские инструкторы айкидо на занятиях приводят в пример скульптуру Мухиной "Рабочий и колхозница" - они стоят правильно: может рабочий развернулся так, что встал параллельно колхознице и ушёл от разящей силы женской руки с серпом, а может и наоборот, колхозница развернулась и не стоит поперёк рабочего с молотом. Когда они стоят параллельно, им обоим уже не угрожают ни молот, ни серп. Мухина очень точно выразила смысл тенкана, зафиксировав его конечную цель - объединение враждующих сил, превращение противодействия в синергию! Правильно повернуться в айкидо означает "продолжить атаку в направлении пустоты". Тенкан означает одновременно и вход в силу партнера и поворот этой силы от себя как цели атаки. "Боевой разворот" в айкидо приводит к тому, что разрушительная энергия атаки переадресуется, перенаправляется почти без усилий в другую сторону. Хорошо исполненный тенкан приводит к полному провалу нападения - нападающий партнер проваливается в пустоту, его атака "захлебывается" собственной силой в пустом месте. Об этом непросто написать, проще показать. И все же, искусство поворота в айкидо, это больше, чем техника, это - базовый принцип поведения в опасной ситуации: поворачиваться вместе с надвигающейся угрозой, двигаться вместе с ней в одном направлении и одновременно легкими усилиями перенаправлять острие атаки в безопасную для всех участников ситуации сторону. По этой причине айкидо и названо основателем "искусство мира". Это искусство позволяет перенаправить злую силу в пустоту, канализировать агрессию, которая в современном мире ничего уже не решает по существу.

В психотерапии тенкану может соответствовать так называемое "понимание" клиента, когда психотерапевт не борется с пороками, патологией или дефектами клиента, а "разворачивается" так, чтобы идти параллельно, не конфликтуя и не настаивая на своем видении. Иногда это называют "быть вне морали", не морализировать, не давать никаких оценок действиям клиента, принимать всё, чтобы ни давал клиент. Иногда это называют не совсем точно "встать на место клиента". Тенкан действительно приводит к такому положению, когда наге ("защищающийся") становится на место нападающего, а вместо себя оставляет пустоту, но это совсем не означает "встать на место другого". Как раз и не надо становится на это место, надо оставаться в своём центре, в самом себе. Идеальное исполнение тенкана такое, когда проводящий разворот поворачивается вокруг своего центра тяжести и центра сосредоточения, а партнер разворачивается вокруг точки соприкосновения, например, вокруг собственной кисти, которая захватила руку "противника". К чему это приводит? Тот, кто так правильно разворачивается, уходит от атаки (1), присоединяетя к силе атакующего (2), управляет вышедшей из-под контроля силой атакующего (3), сам остаётся в равновесии (4), а партнёра выводит из равновесия и делает его слабым и послушным (5).

Идеальный "разворот" в психотерапии: уйти от эмоциональной атаки клиента, не брать на себя переживания, "не сгорать" (1), присоединиться к этой силе эмоций (2), управлять этой силой, направляя её в сторону развития или затухания (3), оставаясь в психологическом равновесии о чем бы не поведал ему клиент (4), выводить из равновесия клиента, мешая ему быть ненормальным (5).

Укеми

Принцип "Укэми" и принцип "не вреди"

Понятие "укеми" можно объяснить как искусство принимать агрессивные действия "условного противника". Отработка укеми включает в себя кувырки и падения. Вот несколько причин, по которым практикуется укеми в Айкидо и почему это является такой важной частью тренировок Айкидо:

1. Ради безопасности. Т.е., не только чтобы избежать травм в момент схватки, но и полностью осознавать, что происходит в целом, и быть готовым ответить соответственно или, возможно, отступить.

2.1. Чтобы прочувствовать бросок. Часть процесса обучения должна быть отведена для понимания того, что происходит с "другой" стороной при схватке, что значит подвергнуться определенному виду техники. Также для того, чтобы пронаблюдать, как эту технику выполняет другой человек, особенно если в роли Наге выступает старший ученик или учитель.

2.2. Чтобы научиться слушать своим телом. Чтобы провести хороший бросок, необходимо чувствовать своего партнера. Часто мы так увлекаемся активной ролью Наге, что забываем о необходимости восприимчивости к своему партнеру и движения в гармонии с Уке. Выступая в роли Уке, мы получаем шанс усилить аспекты восприятия наших телодвижений.

3. Чтобы помогать учиться вашему партнеру. Искусство Уке требует установления связи с Наге и предоставления Наге возможности прочувствовать эту связь, так же как по-настоящему прочувствовать саму технику. Хороший Уке позволяет Наге выполнить технику, не переживая о возможности травмировать Уке.

4. Чтобы поддерживать тело в форме. Хорошее выполнение укеми требует много работы; много внимания уделяется удержанию связи, сохранению гибкости и осознанности.

Саотоме-сенсей говорит следуещее в своей книге "Принципы Айкидо":

"Хорошая тренировка укеми позволит вам истинно увидеть будущее, т.к. ваше видение будет основано на предусмотрительности и интуиции, а не на произвольном решении, принятом с опережением очевидного. Хорошее укеми содержит ту же мудрость, которой обладает рыбак, благодаря большому опыту умеющий предчувствовать погоду."

Безопасность в психотерапии является фундаментальным принципом этого вида помощи. На доверии к психотерапевту всё собственно говоря и строится. Если будет поколеблена вера в психотерапевта, если у пациента будет ощущение небезопасного соединения с другим человеком, то никаких положительных изменений не наступит и никакой "психотерапии" и не будет. Самой лучшей системой страховки в психотерапии является так называемая "учебная терапия", когда будущий психотерапевт "на своей шкуре" испытывает психотерапевтические методики, например, "раскалывается" о своих грешках в тренингов ой группе, говорит о своих проблемах или выслушивает, что о нём могут думать другие люди и пр. Только узнав всё это на себе, психотерапевт может аккуратно проводить эти действия с клиентом, не вредя ему!

Атеми

Атеми или отвлекающий удар

При острой необходимости (боевая обстановка) айкидока, несмотря на свою философическую миролюбивость и незлобивость, может бить противника самым сильным орудием - матушкой Землёй! Падения на землю после защитных действий мастера айкидо могут стать смертельными. Об этом не устаёт повествовать в своих фильмах шихан (мастер 7 дана) Стивен Сигал. При падении земля сильно бьёт человека. По этой причине искусство укеми так важно в тренировках айкидо. И всё же удар о землю не считается именно ударом. В айкидо все настоящие удары называются "атеми".

Атеми, в дословном переводе, значит нанести удар по телу. Простое объяснение понятия "атеми" - удары. Одним из назначений атеми является отвлечь внимание противника- партнера, чтобы он сосредоточился на вашей руке или причиняемой боли, а не на своём захвате. Это облегчает само защитное движение. В данном контексте атеми может рассматриваться как "потрясение Ки".

Атеми, в некоторых интерпретациях, - это настоящий удар, так как значение имеет именно эффект, производимый на Уке, т.е. нарушение физического и психологического баланса, облегчающее применение техники.

Другие считают, что атеми способствует "проекции Ки" по направлению к Уке.

Некоторые полагают, что важность атеми в действительном выполнении техники, и не считают ее независимой, отдельной техникой. Все это сугубо личные мнения. Однако именно это и отличает Айкидо от "бьющих" видов боевых искусств, где атеми на первом месте.

В психотерапии "отвлекающим ударом" могут быть различные манёвры терапевта, целью которых является выведение из равновесия приготовившегося "упорно болеть" клиента. Иногда это добрая шутка, анекдот, отвлекающее замечание или комментарий, что отвлекает пациента от аргументированного доказательства своей несостоятельности в жизни. Иногда это - выслушивание страданий другого пациента, как это имеет место в групповой терапии и т.д. В некоторых методиках, например, в система "Интенсивная терапевтическая жизнь" доктора Алексейчика, применяется прямое болевое воздействие - физическое ("ломание пальца") или психическое (унижение, критика, "обливание правдой"). Терапевтического эффекта от этого, естественно, нет, но это действительно может отвлекать человека от психологической защиты (в данном контексте "психологическая защита" понимается как способ не переживать, не "эмоционизировать", ограничивать свою психическую активность с помощью невротическим симптомов).

В дианализе "атеми" можно считать точные вопросы, раскрывающие природу умственных иллюзий и заблуждений, в которые человек сам себя погружает. Вовремя задать прямой и точно сформулированный вопрос - это всё равно что нанести отвлекающий удар-атеми в айкидо: нападение срывается, нападающий не может сохранить равновесие в атаке, становится дезориентированным, легко идёт на поводу.




Назад