Психотерапия как фехтование


Рыцарь, смерть и дьявол
(Эссе из книги В.Ю.Завьялова "Пьющий мужчина")

Альбрехт Дюрер. Гравюра на меди. 1513 год. Рыцарь, облачённый в тяжёлые доспехи, сидя на мощном боевом коне, едет в окружении зловещей компании. Справа и чуть впереди - старуха Смерть показывает ему песочные часы, отмеряющие жизнь рыцаря. Сзади чёрт с огромным бычьим рогом и тоже вооружённый копьём, как и рыцарь. Под ногами коня рыцаря собака, ящерица, черепа, магическая табличка - всё, что нужно, чтобы боевой конь оступился. Смерть "строит глазки" рыцарю и вовсю соблазняет его, торопит к себе. Чёрт прямо-таки "офонарел" от собственных планов-ловушек. Он тоже замышляет сбить рыцаря с пути, подсунуть ему что-то, что привлечёт его внимание. Что же? Ну, например, в соседней таверне разбойники начнут приставать к "знатной даме", а рыцарь, ведь ему на роду написано служить Даме, обязательно ввяжется в бой. А ввяжется в бой, то не попадёт туда, куда должен был попасть!

Вдалеке на горе, на высоком месте, замок. Вероятно, туда и следует рыцарь. Там его Идеал, которому он служит. Там его ждут. Но ехать ещё очень далеко, а путь петляет, и иногда приходится двигаться в прямо противоположном направлении, как бы "от цели", или "мимо цели". Однако не дорога ведёт рыцаря, а его Дух. Через открытое забрало виден профиль мужского лица. Это сосредоточенное на мысли лицо. Это лицо мыслителя! Он невозмутим рядом со смертью. Его не может перехитрить дьявол. Потом этого мыслителя-воина Роден разденет, посадит на камень в печальную позу и заставит думать о другом. А пока - он Рыцарь, он вооружён, он наполнен духом служения, он не сидит, опьянённый собственными мыслями.


Психотерапия и искусство фехтования

Всякая истинная психотерапия, если это не тонкое (или "толстое")вымогательство денег, есть сражение за истину, есть искусство укрощения запутанного, испуганного, возбужденного греховными замыслами ума человеческого.

Вспомним предысторию современной психотерапии. Каких-нибудь 250-300 лет назад не было ещё такого развитого искусства устранения заблуждений, каким является современная психотерапия. Был шаманизм - предтеча психотерапии, в том числе и так называемый сейчас "городской шаманизм", т.е. шаманизм, связанный в основном с медицинскими и духовными услугами, а не с хозяйственно-управленческой деятельностью "обычного шамана", который обслуживал жизненные потребности своего племени.

Главным же в деятельности шамана было искусство борьбы с демоническими силами, которые мешают человеку, отнимают у него душу, жизненную силу, ум, ориентацию и т.д. Камлание шамана - это целый спектакль, в котором демонстрируются все этапы этой борьбы: собирание сил, привлечение духов ("вынимание оружия"), организация собранных "войск", выстраивание их в боевой порядок (боевая стойка для атаки), убийство злой силы или запугивание её (атака противника), защита себя и клиента от ярости встревоженной силы (приемы отражения атаки), освобождение души или жизненной силы и т.д.

Современный психотерапевт, конечно же ушёл далеко от шаманизма, более рационален и действует в более узком диапазоне дозволенности манипуляций с сознанием клиента, но базовые навыки "духовного фехтования" прослеживаются практически в любой "модальности" психотерапии. Все психотерапевты борются с "Патосом", неким рационалистическим аналогом "голодных духов", "вампиров", "демонов". Этот "Патос", как реки тир обкладывает поборами клиента, а психотерапевт силой своего волшебного оружия освобождает своего подзащитного…

Легче всего увидеть историческую связь психотерапии и воинских искусств в так называемых методах "телесно-ориентированной психотерапии". Одна из первых продуманных и чрезвычайно детально к настоящему времени разработанных методик - "осознание через движение Мойши Фельденкрайса" - целиком и полностью построена на принципах дзюдо-до, которое Мойша хорошо знал, и других ассоциированных с этой борьбой воинских техник.

В наше время мы видим, как восстановление какой-либо системы боевой подготовки, непременно влечет за собой развитие тех или иных методов контроля сознания, управления поведением и здоровьем, т.е. - психотерапии в широком (и не клиническом) аспекте.

Православные адепты также понимают, что без очень активной проповеднической деятельности, о какой заповедовал Христос, им не привлечь к себе паствы: "Не мир пришёл Я принести, но меч, ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её" Мат 10:35". Это высказывание можно понять чисто конкретно психотерапевтически: разделять силой убеждения, разумом и верой тех, кто вцепился друг в друга и не дают жить друг другу из-за пресловутой "человеческой любви-ненависти". Христос "мечем" разрубает эти порочные связи между родственниками (домашние - основные враги человека!) и высвобождает душу человека для восхождения к Отцу Небесному.

Про сектантов я и говорить не буду - итак ясно, что основатели культов - "духовные бандиты", которые пользуются нечестными, подлыми приемами "обезоруживания" сознания граждан.

Короче, на религиозном "фронте" идёт уже более 2000 лет "духовная брань", борьба за души человеков. На психотерапевтическом "фронте" идут бои "местного значения", в которых оттачивается искусство борьбы с пороками, неэффективным поведением и "психическими болезнями" человека.

Дианализ как психотерапевтическая система сравнима с системой подготовки "ментальных воинов" (если бы термин "интеллигенция" не был бы загрязнен социологизмами, которые обозначают слои никчемных людей, а использовался бы в своем точном значении - самопознающий ум, то я бы сказал, что дианалитик - это интеллигентный воин). Эта подготовка есть искусство самоконтроля и тонкой борьбы со своими "внутренними врагами" - проекциями, заблуждениями, в том числе и с "добросовестными" научными заблуждениями, "ментальными вирусами", "аддиктивной культурой" и пр. Это - искусство ведения диалога, который есть амальгама понимания и непонимания, принятия и непринятия, примирения и борьбы, поиск истины и отбрасывания лжи.

В дианализе эквивалентом фехтовального меча является отточенный ум, отточенная диалектика психотерапевта - основное оружие против тех заблуждений ума, которые и составляют основу практически любой проблемы пациента.
Назад