Выдержки из статьи канадского мастера айкидо
Тома Коча - четвертый дан
Хомбу-додзе, дважды вице-президент Федерации
Айкидо Канады, главный инструктор Торонто. Также обладает степенью
седан по карате стилей Сетокан и Сюкокайкоч
Какой бы ни была атака, уклониться от
нее - основной принцип всех боевых искусств.
Уклонившись от атаки, защищающийся в состоянии
взять под контроль ситуацию, не допустить
дальнейших агрессивных действий этого
нападающего и при необходимости быть готовым
встретить атаку следующего.
Основная стратегия в карате -
остановить атаку противника с помощью
эффективных блоков и нанести точный
сокрушительный удар, не получив повреждений
самому. Заншин создает устойчивость, не
позволяющую другому нападающему сбить бойца с
ног. Айкидока же сойдет с линии атаки,
одновременно выводя партнера из равновесия,
вместо того, чтобы бить его (хотя удары при
необходимости практикуются), а затем выполнит
бросок или удержание. После чего он должен быть
готов встретить следующего нападающего с любого
направления.
Стратегия и тактика. Они существуют в
любом боевом искусстве. В айкидо 60-70% техник
уровня до первого кю основаны на работе ног,
называемой тенкан. Все техники в варианте
ура, от икке до йонке, сихо-наге,
ирими-наге, котэ-гаэси основаны на тенкане.
Айкидо без тенкана
подобно опере без музыки. Если тенкан не
преподается как мощный вход, позволяющий уйти от
атаки и контролировать ситуацию, выводя
нападающего из равновесия, то практика айкидо
становится пустой и бессмысленной.
Тенкан является техникой выведения
из равновесия другого человека и управления его
движением. К сожалению во многих додзе тенкан
воспринимается как способ перемещения и набор
пышных фраз вокруг него, в лучшем случае - как
базовое движение, которому ученики старше пятого
кю не уделяют должного внимания, полагая, что оно
ими уже освоено.
Между тем, тенкан - это неизмеримо
больше, чем красивая метафора или не менее
красивый сольный танец. Фактически он состоит из
двух движений. Первое движение представляет
собой шаг вперед в выгодную позицию за точкой
приложения атаки. Чтобы это движение было
эффективным, необходимо, чтобы наге оказался
так близко к уке, чтобы последний оказался в
опасном положении и им можно было управлять. Это
примерно то, чему Кудо-сан пытался научить меня
много лет назад. Тенкан - это вход, но
одновременно это движение, выводящее партнера из
равновесия, не допускающее повторной атаки и
приводящее к броску того или иного вида.
При выполнении тенкана наге становится позади уке так,
чтобы тело наге могло управлять движениями
уке. При правильном исполнении захват
ослабевает, и уке частично теряет контроль над
ситуацией.
Тенкан является базовым элементом
во всех стилях современного айкидо. Однако этот
принцип характерен и для других боевых искусств.
Элмар Шумейссер описывает применение того же
самого принципа в карате на продвинутых этапах
обучения. Это неудивительно. Создатель айкидо
был мастером яри (копья) и меча стиля Дайто-рю.
Само же айкидо является синтетической системой.
В современном айкидо тенкан может быть
поднят до уровня высокого искусства. И хотя в
других боевых искусствах тоже известен этот
принцип, все же тенкан является
отличительной чертой именно айкидо.
Изучение тенкана таким, каким он
должен быть, требует длительной работы. Ученики
от пятого кю и вплоть до данов должны постоянно
его практиковать в разных вариантах. Здесь может
помочь серия специальных упражнений,
построенных по принципу “стратегия - тактика -
конкретная техника”. Когда в процессе изучения тенкана
разделяют вход и поворот, можно лучше
анализировать связь между атакой и защитой,
позволяющей избежать угрозы повторного удара
“обратным кулаком” (уракен- в карате) или
локтем. Хорошая практика тенкана напоминает
установку Кудо-сенсея: “Не отступай назад. Войди
в безопасную позицию навстречу атаке.”. В нашей
школе (Торонто, Канада) этому обучают с помощью
серии постепенно усложняющихся упражнений.
Сначала все они выполняются как ки-но-нагаре,
как техника передвижения из позиции гьяку-ханми.
Оба партнера шагают навстречу друг другу из
одинаковой стойки правой ногой к левой ноге или
левой ногой к правой ноге. И лишь спустя
некоторое время партнеры могут попробовать это
движение в статической практике. Так в двух
словах можно сформулировать первое упражнение.
В данном упражнении оба партнера
начинают движение из позиции гьяку-ханми с
шага правой (или) левой ногой вперед
одновременно. Упражнение выполняется с
достаточно большой дистанции, однако старшие
ученики могут сокращать ее. Наге складывает
руки за спиной. Это - упражнение на вход, а не
техника.
Назад
|