"Тенкан как стратегия"

 

Выдержки из статьи канадского мастера айкидо Тома Коча - четвертый дан Хомбу-додзе, дважды вице-президент Федерации Айкидо Канады, главный инструктор Торонто. Также обладает степенью седан по карате стилей Сетокан и Сюкокайкоч


 

Какой бы ни была атака, уклониться от нее - основной принцип всех боевых искусств. Уклонившись от атаки, защищающийся в состоянии взять под контроль ситуацию, не допустить дальнейших агрессивных действий этого нападающего и при необходимости быть готовым встретить атаку следующего.

Основная стратегия в карате - остановить атаку противника с помощью эффективных блоков и нанести точный сокрушительный удар, не получив повреждений самому. Заншин создает устойчивость, не позволяющую другому нападающему сбить бойца с ног. Айкидока же сойдет с линии атаки, одновременно выводя партнера из равновесия, вместо того, чтобы бить его (хотя удары при необходимости практикуются), а затем выполнит бросок или удержание. После чего он должен быть готов встретить следующего нападающего с любого направления.

Стратегия и тактика. Они существуют в любом боевом искусстве. В айкидо 60-70% техник уровня до первого кю основаны на работе ног, называемой тенкан. Все техники в варианте ура, от икке до йонке, сихо-наге, ирими-наге, котэ-гаэси основаны на тенкане. Айкидо без тенкана подобно опере без музыки. Если тенкан не преподается как мощный вход, позволяющий уйти от атаки и контролировать ситуацию, выводя нападающего из равновесия, то практика айкидо становится пустой и бессмысленной.

 


Тенкан является техникой выведения из равновесия другого человека и управления его движением. К сожалению во многих додзе тенкан воспринимается как способ перемещения и набор пышных фраз вокруг него, в лучшем случае - как базовое движение, которому ученики старше пятого кю не уделяют должного внимания, полагая, что оно ими уже освоено.

Между тем, тенкан - это неизмеримо больше, чем красивая метафора или не менее красивый сольный танец. Фактически он состоит из двух движений. Первое движение представляет собой шаг вперед в выгодную позицию за точкой приложения атаки. Чтобы это движение было эффективным, необходимо, чтобы наге оказался так близко к уке, чтобы последний оказался в опасном положении и им можно было управлять. Это примерно то, чему Кудо-сан пытался научить меня много лет назад. Тенкан - это вход, но одновременно это движение, выводящее партнера из равновесия, не допускающее повторной атаки и приводящее к броску того или иного вида.

При выполнении тенкана наге становится позади уке так, чтобы тело наге могло управлять движениями уке. При правильном исполнении захват ослабевает, и уке частично теряет контроль над ситуацией.

 

Тенкан является базовым элементом во всех стилях современного айкидо. Однако этот принцип характерен и для других боевых искусств. Элмар Шумейссер описывает применение того же самого принципа в карате на продвинутых этапах обучения. Это неудивительно. Создатель айкидо был мастером яри (копья) и меча стиля Дайто-рю. Само же айкидо является синтетической системой. В современном айкидо тенкан может быть поднят до уровня высокого искусства. И хотя в других боевых искусствах тоже известен этот принцип, все же тенкан является отличительной чертой именно айкидо.

Изучение тенкана таким, каким он должен быть, требует длительной работы. Ученики от пятого кю и вплоть до данов должны постоянно его практиковать в разных вариантах. Здесь может помочь серия специальных упражнений, построенных по принципу “стратегия - тактика - конкретная техника”. Когда в процессе изучения тенкана разделяют вход и поворот, можно лучше анализировать связь между атакой и защитой, позволяющей избежать угрозы повторного удара “обратным кулаком” (уракен- в карате) или локтем. Хорошая практика тенкана напоминает установку Кудо-сенсея: “Не отступай назад. Войди в безопасную позицию навстречу атаке.”. В нашей школе (Торонто, Канада) этому обучают с помощью серии постепенно усложняющихся упражнений. Сначала все они выполняются как ки-но-нагаре, как техника передвижения из позиции гьяку-ханми. Оба партнера шагают навстречу друг другу из одинаковой стойки правой ногой к левой ноге или левой ногой к правой ноге. И лишь спустя некоторое время партнеры могут попробовать это движение в статической практике. Так в двух словах можно сформулировать первое упражнение.

В данном упражнении оба партнера начинают движение из позиции гьяку-ханми с шага правой (или) левой ногой вперед одновременно. Упражнение выполняется с достаточно большой дистанции, однако старшие ученики могут сокращать ее. Наге складывает руки за спиной. Это - упражнение на вход, а не техника.


Назад