"О-Сенсэй - Морихэй Уэсиба"

 

 

О-сэнсэй Морихэй Уэсиба родился 14 декабря 1883 года в японском городе Танабэ, префектура Вакаяма. Он выходец из старинной самурайской семьи, чья родословная прослеживается вплоть до XVII века. Согласно тогда существовавшим традициям его воспитание проходило с детства в духе дзэн-буд-дизма и по правилам кодекса самурайской чести буен-до (путь воина). Этот кодекс состоял из составленного в древности и постоянно дополнявшегося самыми знаменитыми воинами собрания законов, касавшихся моральных требований и суровых правил жизни. Воспитание молодых самураев было неразрывно связано с изучением боевого искусства (бу-дзюцу) и основывалось на беспрекословном подчинении ученика учителю. Наставники рыцарских добродетелей считали, что честь, верность, любовь к отечеству, мужество, доброту, порядочность, самообладание и отсутствие излишних потребностей можно привить только интуитивно, а не воспитать сознательно. После упразднения сословия самураев, юному Морихэю пришлось не раз переживать необоснованные оскорбления и даже унижения, что пробудило, а затем усилило в нем желание постоять за себя.

С восемнадцати лет, чтобы приобрести самостоятельность в жизни, наряду с освоением коммерческого ремесла он занялся напряженными физическими тренировками. Несмотря на тяжелые жизненные обстоятельства и перерывы, обусловленные болезнями и войнами, Морихэй уже через короткое время целеустремленно осуществил свои замыслы. Под руководством знаменитых мастеров он изучил различные стилевые направления борьбы дзю-дзюцу и искусство владения мечом (кэн-до). Следуя призыву правительства (в 1910 году), Морихэй Уэсиба отправился на освоение незаселенных земель на острове Хоккайдо. Благодаря своему образцовому самообладанию и самоотверженной работе на благо общины он вскоре становится ее лидером и получает у поселенцев титул «короля Сиратаки» (одной из провинций Хоккайдо).

В 1911 году у него состоялась встреча с мастером Сокаку Такэда, которая имела важное значение для будущего развития техники айки-до. Это был авторитетный учитель практиковавшегося с XI века в тайных школах метода дайте (дайто-рю), из которого позже развилось айки-дзюцу.

Эта разновидность дзю-дзюцу (джиу-джитсу) имела перед другими стилями важное преимущество, так как буквально все тело бойца превращалось в оружие, которое использовалось в метательной, ударной и рычагавой техниках боя. Айки-дзюцу уже тогда впитало в себя многие элементы искусства борьбы с мечом (кэн-дзюцу), а также действенные способы выведения противника из равновесия (кудзуси) и болевого воздействия (атэми). Особое значение уделялось концентрации (ай) физической и духовной сил.

Занятия айки-дзюцу проводились только с некоторыми, особо одаренными учениками. За свою одаренность и особое рвение Морихэй Уэсиба тоже был зачислен мастером Такэдой в число избранных. Принявшись за усиленные тренировки, он беспрекословно следовал всем наставлениям учителя.

В 1916 году он завершил учебу, получив диплом мастера. Весной того же года поездка, обусловленная тяжелой болезнью отца, свела вместе Морихэя Уэсибу с Ванисабуро Дэгути, основателем нового религиозного направления - Омото-кё. Его проповеди о том, что мир и гармония на Земле могут быть созданы только любовью, терпимостью и добром человека, настолько покорили Морихэя Уэсибу, который был тогда занят техническим совершенствованием боевых искусств и постоянным поиском новых достижений, что в 1919 году он переезжает в местечко Аябэ, центр новой синтоистской секты Омото- кё, располагавшийся неподалеку от Киото. С этого времени напряженные физические тренировки дополняются усиленными упражнениями в медитации, особенно во время четырехлетней аскезы на горной вершине.

Предпринятое весной 1924 года миссионерское путешествие в Маньчжурию, а затем в Монголию закончилось в 1925 году для Ванисабуро Дэгути и его спутников многомесячным тюремным заключением. Их выручил из беды вовремя подоспевший японский отряд. В пограничных переделках Уэсиба снова доказал свою внутреннюю силу и бесстрашие. Сохраняя беспримерное самообладание, он избавил членов группы от смерти и обеспечил их возвращение на родину.

В том же году на него нашло озарение (сатори), а вместе с ним и утвердилось убеждение в том, что любое боевое искусство может быть только тогда подлинно ценным и непобедимым, когда оно проникнуто божественным духом оберегающей любви и ответственности перед всеми живыми существами. Так возникла духовная основа айкидо.

С этого времени о-сэнсэй Морихэй Уэсиба сосредоточил свои силы на совершенствовании техники айкидо, добиваясь того, чтобы гармонично соединить практику боя со своим духовным учением. Вскоре в его новый тренировочный зал (до-дзё) пришли многие . известные мастера других дисциплин бу-до и приступили к учебе под руководством ставшего известным мастера. С помощью влиятельных людей и при поддержке официальных властей в Японии стали быстро возникать и другие центры айкидо. После второй мировой войны о-сэнсэй Морихэй Уэсиба воспитал и отправил многих своих учеников в другие страны. Представители различных национальностей, рас и религий получили теперь возможность изучать айкидо и на практике постичь все его значение как способа совершенствования личности.

Духовная сила (ки) большого учителя, умершего 26 апреля 1969 года в Токио, будет продолжать оказывать благотворное влияние на многие поколения его учеников и последователей

 


Назад