"Ирими как стратегия"

 

 

Ирими определяется, прежде всего, как “внутреннее начало”, основанное на активном действии. Исходящий от нападающего импульс силы воспринимается обороняющимся по возможности как можно раньше, после чего он усиливается и изменяет свое направление, согласно воле последнего, а затем он возвращается обратно, к своей исходной точке, т. е. к центру инициатора схватки, нарушает его равновесие и сбивает с ног. Особое значение имеет при этом то, что нагэ после отклонения направленной против него силы уводит ее по “другой линии”. Далее непредвиденное изменение точки приложения сил, так же как и их неожиданное обратное воздействие, приводят укэ в замешательство. Нагэ закрывается, принимает оборонительную стойку, находясь перед нападающим. Поэтому, описывая применение этого принципа, часто используют термин “омотэ” (“стою перед ним”). Наставники айкидо, говоря о положительном (даже — активном) принципе, не дают таким действиям более подробных объяснений. Например, ирими может применяться как форма “поддерживающей подачи”, а также при выполнении того или иного технического приема или после его завершения (бросок или нейтрализация). Во всех ключевых фазах обороны она должна дополняться применением дыхательной силы (кокю). При этом необходимо, разумеется, соблюдать синхронность выдоха, сочетая его с движением. Для ирими характерны различные виды перемещений — прямолинейное (сабаки) в сочетании с естественным шагом (аюми-аси) или скользящим шагом (аси-сабаки). Возможны различные варианты таких действий и перемещений.

Применение так называемого положительного принципа айкидо (особенно в случае схватки с физически сильным или вооруженным нападающим) может только тогда принести победу, когда нагэ занимает выгодное положение и имеет натренированный центр. Кроме всего прочего, он должен уметь спонтанно и уверенно реагировать на все происходящее и сосредоточенно использовать дыхательную силу. В духовном смысле ирими трактуется специалистами айкидо, как выражение “наставляющей строгости”. Агрессивным намерениям противника противопоставляется непреклонная собственная воля, а задачи обороны осуществляются самым кратчайшим, экономичным путем. В отличие от ирими (“активного начала”) тэнкан трактуется в айкидо как “уклоняющееся, внешнее начало”. Оно осуществляется в действиях, характеризуемых специалистами как “внимательная пассивность”, и служит целеустремленным дополнением четко продуманной обороны с применением уже задействованной силы нападающего. Нагэ перемещает свою середину перед укэ, не вступая с ним в контакт, либо после короткого контакта с ним сначала наискось (вперед) наружу. После чего откатывается назад, не теряя контакта с прямолинейно действующей силой противника. Если он успевает совместить свою середину с центром действующих сил, он получает возможность управлять последними на различных уровнях, т. е. действуя по спирали вокруг этой важной точки в пространстве.

Атака, совершаемая укэ, не оказывает действия или как будто бы “вдыхается” нагэ и преобразуется в движение. В результате этого неожиданного, “пассивного” действия возникает вакуум, который буквально всасывает и вовлекает укэ в независимое от его воли движение. Таким образом, его тело становится игрушкой для “водоворота” сил, возникающего при вращении центробежных и центростремительных сил, которые ощутимо выводят его из равновесия и приводят к падению. Возможен вариант, когда нагэ может также направить импульс сил своего тела, находящегося во вращении, против укэ. Для этого он должен переместить центр вращения (свою середину) в пространстве, что в свою очередь возможно только в случае, если он успеет занять отцентрованное и стабилизированное поворотом положение. Соразмеренность средств обороны регулируется в этом случае естественным образом, так как величина усилий, затрачиваемых нагэ, определяется только мощью атаки. Иногда, например, как во время выполнения серии технических приемов, так и в конечной фазе схваток, сильный напор нападающего нагэ, уклонившись, дополняет своим усилием. Это он делает, чтобы лучше использовать все свои возможности. Такие действия специалисты также называют тэнкан.

Перевод первоначально прямолинейно направленной силы противника на круговую орбиту достигается с помощью “проворачивающего” шага в сочетании с поворотами тела (тэнкан-аси и тай-сабаки). Демонстрируемые при этом округлые и мягкие движения подчеркивают эстетический характер айкидо, отражают гуманный смысл этой формы самозащиты. Нагэ, применяя принцип “тэнкан”, перемещается преимущественно по внешней линии обороны, это свидетельствует о внешнем, почти отрицательном (пассивном) начале. После завершения поворотов тела нагэ часто неожиданно для укэ оказывается позади него. Именно поэтому принцип “тэнкан” специалисты называют также образным термином “ура” (“стою за ним”). Основатель айкидо о-сэнсэй Морихэй Уэсиба, дал следующие пояснения особенностям применения этого принципа: “Когда противник думает, что он стоит передо мной, он подымает свой меч для продолжения атаки. В действительности же я уже нахожусь позади него!” Применение отрицательного принципа на деле требует спонтанных действий (часто применяя и усилие, но без напряжения и закрепощения мышц), поэтому существенными предпосылками успеха здесь служат свободный дух и раскованное тело. Дополняющие действия здесь следует производить только в том случае, если нагэ успевает сразу и точно переместиться в центр действующих сил. Если нагэ все же определяет положение точки вращения в пространстве и пытается противодействовать действующим силам, он тем самым нарушает закон гармонии и так же, как и укэ, становится объектом действия разрушительных физических сил, в итоге оба теряют свою середину. При равных предпосылках природа не делает различия между “добром” и “злом”.

В духовном смысле тэнкан является принципом так называемой снисходительной доброты; т. е. “игрой” с агрессивным партнером, которая должна путем “повторения наставлений” привести его к осознанию бессмысленности вражды и, тем самым, к смене образа мыслей. Этот принцип разрешения конфликтов четко рассчитан на человеческий разум. Нагэ нельзя ни отступать от своих принципов, ни притуплять бдительность. Здесь его союзники—только сильная воля и тренированный центр.

Часто можно наблюдать, что тренирующиеся усиленно применяют только один из названных принципов, так как он особенно соотносится со спецификой их личности. Однако это — непростительное заблуждение. Айкидист, который сосредотачивается только на одном принципе обороны, больше не свободен в действиях и неспособен быстро реагировать, изменять направление и дополнять приложение силы противника. Успеха также невозможно добиться, если нагэ путает принципы или применяет их непоследовательно — нельзя сразу одновременно двигаться в противоположных друг другу направлениях! Независимо от применяемого принципа сущность айкидо требует одного: обороняющийся должен сосредоточенно и концентрированно направлять все свои духовные и физические силы на достижение цели, а именно—на отражение конкретного нападения.

 


Назад